Развитие речи у детей от рождения до школы

Рубрика: Ребенок

Формирование навыков общения начинается с первых дней жизни малыша. Речь – один из его важнейших инструментов. Развитие речи – непростой, многоступенчатый процесс, который нуждается в стимулировании задолго до того момента, когда кроха произнесет первые слова.

Развитие речи у детей

Развитие малыша, в том числе и речевое, имеет особенности в каждом возрасте и носит индивидуальный характер. Ускорить его и поспособствовать социальной адаптации крохи помогут упражнения для развития речи.

Как нужно развивать речь у дошкольников?

Развитие речи детей раннего возраста требует соблюдения определенных правил. Главным приоритетом раннего речевого развития ребенка становится обучение малыша правильному произношению звуков, слогов, четкому построению предложения и способности формулировать свою мысль. При этом исправление, повтор слов, которые сложно произносятся ребенком, не приносят ожидаемого эффекта. Более эффективно четкое голосовое общение с ним, упражнения и игры на развитие мелкой моторики.

Развитие правильной речи может потребовать помощи профессионального логопеда. Это касается малышей, проблемы в речи у которых наблюдаются в пятилетнем возрасте. Большинство таких дефектов можно исправить к 6 годам жизни ребенка.

Речевое развитие детей раннего возраста предполагает не только четкое, правильное произношение слов, но и понимание их смысла.

Важной задачей является обучение малыша отвечать на поставленные вопросы. Многие родители считают, что залогом раннего развития речи у детей может стать систематическое совместное прочтение книжек. Но этого не достаточно. Необходимо говорить с малышом, задавать вопросы, отвечать на них, побуждать кроху пересказывать услышанное, выстраивать диалог, выражать свои мысли. Надежными помощниками маме в этом станут коротенькие стишки, потешки, детские песенки.

Составления рассказов, коротеньких сюжетов по картинкам или комиксам как средства развития речи детей очень эффективны. Это помогает развивать логическое мышление и фантазию малыша.

Чего делать нельзя?

В стремлении раннего обучения ребенка родители зачастую допускают ошибки, которые с точки зрения медиков и педагогов не только не способствуют формированию речевых навыков, но и тормозят их.

Специалисты рекомендуют не спешить, не приниматься за процесс слишком рьяно. «Все и сразу» — не самый подходящий принцип для этого. В попытке помочь малышу рано заговорить его перегружают информацией, общаясь с ним на нескольких языках, проговаривая бесконечные потешки и скороговорки.

Родителям в первую очередь нужно учитывать возраст крохи. Например, с ребенком до года важно говорить ласково, не спеша, улыбаясь и проговаривая слова с выражением. Даже если кроха не понимает значение слов, он изучает интонацию и мимику. Стишки и потешки для деток раннего возраста должны быть простыми.

Не нужно ориентироваться на достижения ровесников малыша. Каждый ребенок развивается по индивидуальному графику. Например, речевое развитие недоношенного ребенка, рожденного в 7 месяцев беременности, может немного запаздывать по сравнению с развитием малыша, появившегося на свет в положенный срок. Особенно это актуально для деток до 2 лет.

В процессе обучения речи важно соблюдать плавный переход в этапах взросления ребенка. Когда родители в стремлении как можно быстрее развить кроху перегружают его информацией, возникает апатия к обучению. Впоследствии, взрослея, малыш не оправдывает надежд взрослых, возложенных на него, информацию в школе воспринимает сложно, не может адаптироваться к новым условиям. Для ребенка обязательно соблюдение последовательности таких периодов. Нарушение этого приведет к пробелам в получении базовых навыков.

Развитие речи в раннем возрасте

Любое обучение, особенно раннее, предполагает игровую форму. Это правило касается и речи. Традиционной ошибкой многих родителей, у деток которых отмечается задержка речевого развития, является чрезмерное давление и манипулирование. Методика «скажи слово и получишь конфету» не работает. Давление может привести к протесту и необходимости обращения в дальнейшем не только к логопеду, но и психологу.

Цель развития речи

Речевое развитие – сложный многогранный процесс.

Основными целями его являются:

  • Обогащение словарного запаса малыша через знакомство с окружающим миром — исследование предметов, развивающие игры для развития речи и занятия.
  • Обучение грамотному разговору. Чтобы в дальнейшем у ребенка не возникало проблем с грамотным написанием слов, важно научить его правильному произношению.
  • Развитие навыков ведения диалога и пересказа услышанного.
  • Обучение малыша правильному произношению звуков, расстановке ударения и интонации в разговоре.
  • Изучение художественной литературы. Важно совместное прочтение книг и рассуждения: «А как бы ты поступил?», «Какой главный герой?», «Чему научила история?».
  • Развитие правильной речи в начальной школе предполагает анализ слова по звукам, слогам для подготовки ребенка к обучению грамоте.

Ориентировочные показатели развития речи у детей в 2-3 года

До 2 лет большинство малышей не изъясняются фразами. Общение происходит через отдельные слова, дополненные жестами. По достижении этого возраста наблюдается заметный стремительный рывок в речевом развитии ребенка. Многие «не говорящие» дети начинают активно использовать слова и обороты речи.

Можно обозначить следующие ориентировочные показатели развития речи ребенка 2 лет. В первую очередь, это понимание слов. Малышу становится понятно, о чем с ним говорят. Актуальным становится обсуждение происходящего, прошлого и будущего.

Большинство деток в 2 года способны подражать, повторять предложения, простые стишки. Кроха начинает задавать вопросы, говорить предложениями. Грамматическое построение речи не всегда правильное. Но малыш активно и охотно болтает, обозначает словом желания и действия.

Речевое развитие ребенка 3 лет совершенствуется. Он хорошо понимает обращенные к нему слова, события, о которых говорят, но которые не изучены им на собственном опыте. Ему не сложно повторять не длинные стихи, поговорки, потешки.

Словарный запас в возрасте от 2 до 3 лет приближается к 1500 слов. Малыш начинает изъясняться сложными предложениями. Развиваются навыки пересказа услышанного либо произошедшего.

Произношение звуков может быть почти чистым. Как правило, отсутствует звук «р» и шипящие. Иногда малыш пропускает звуки либо переставляет слоги в слове местами.

Это средние показатели развития речи ребенка. Важно заметить не то, соответствует ли развитие крохи им, а то, наблюдается ли положительная динамика в освоении навыков речевого общения.

Как определить задержку в развитии?

Задержка речевого развития у детей раннего возраста (ЗРР) поддается профессиональной коррекции. Поэтому важно своевременно распознать ее.

ЗРР можно определить по следующим сигналам:

  • Четырехмесячный кроха не выражает эмоциональных реакций на происходящее. Он не реагирует на присутствие и эмоции мамы, не улыбается ей.
  • В год ребенок молчит, произносит очень мало звуков.
  • В промежутке от года до двух ребенок не говорит простых слов, не понимает простые просьбы, не знает названия окружающих предметов.
  • Малыш начал говорить, но второй год его жизни не принес ожидаемой динамики в развитии речи.
  • Число слов в словарном запасе ребенка старше 2,5 лет не превышает 20. В этом возрасте кроха должен знать и показывать части тела, составлять короткие простые предложения из нескольких слов.
  • Речь ребенка в 3 года не понимает даже мама. Малыш говорит очень быстро, пропуская слоги и звуки, либо, наоборот, слишком медленно.
  • Трехлетний малыш не составляет собственных фраз. Он общается при помощи предложений из мультиков, книжек, зеркально повторяет фразы взрослых.

Задержка развития речи требует коррекции в раннем возрасте. Если после двух лет мама наблюдает тревожные признаки, лучше обратиться за консультацией специалиста. В некоторых случаях для устранения проблемы достаточно простых упражнений.

Если малыш не заговорил к 5 годам, причиной может быть задержка психоречевого развития у детей. В таком случае необходимо установить факторы, спровоцировавшие это состояние, ребенку требуется медицинская помощь и специальные занятия с логопедом и дефектологом.

Средства для развития речи

Главным, можно сказать «волшебным» средством речевого развития является постоянное общение с малышом с первых дней его жизни. Те, кто считают разговор с младенцем пустым занятием, заблуждаются. Ребенок будет повторять слова тогда, когда постоянно их слышит. Когда кроха подрастет, в общении с ним нужно постоянно называть предметы, объяснять свои и его действия. Помочь малышу освоить речь может постоянный диалог с ним.

Развитие речи в игровой форме

К эффективным средствам развития речи относятся детские стишки, песенки, сказки. Нужно подобрать подходящие для малыша по возрасту. Книги для деток раннего возраста должны быть красочными. С их помощью кроха знакомится с окружающим миром, изучает животных, природу, разучивает первые стишки.

Речевое развитие находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Поэтому особое внимание следует уделять пальчиковой гимнастике. Можно практиковать игры для развития речи. Например, спрятать игрушку в каком-то месте и попросить кроху отыскать ее, описав, где она находится, в форме подсказок.

Развитие речи ребенка перед школой

Подготовка к школе предполагает высокие требования к развитию речи. В первом классе умение пересказывать прочитанный материал, устно отвечать на поставленные вопросы определяет успех в обучении.

В случае отсутствия такого навыка учитель может решить, что ученик не усваивает материал, а малыш, в свою очередь, может думать, что его необъективно оценивают. Поэтому родители за год до школы должны помочь ребенку научиться выступать перед слушателями, пересказывать прочитанное, вести диалог.

Если у ребенка имеются дефекты произношения, заикание, необходимо устранить их до начала обучения в школе.

В этом возрасте основным инструментом развития речи по-прежнему остается постоянное общение с малышом. Важно обсуждать в семье, как ребенок провел день, что нового он узнал. Большую роль в речевом развитии играют книги. Если в домашней библиотеке книг не много, можно посетить городскую. Атмосфера, царящая в ней, может способствовать развитию интереса к самостоятельному чтению.

В этом возрасте следует развивать ораторское искусство. С этой целью с ребенком разучивают стихотворения, совместно придумывают истории, играют в слова.

Развитие речи в начальных классах

Развитие речи в начальной школе предполагает правильное произношение всех звуков и обучение ребенка звуковому анализу. Это помогает быстро освоить навыки правописания. Если в этом возрасте еще не исправлены какие-либо дефекты речи, следует работать над их устранением.

Первоклассник знакомится с тем, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, а слоги из звуков. Он учится проводить анализ слов и читать, отвечать на поставленные вопросы, грамотно писать. В этом возрасте ребенок должен анализировать форму изложения и содержание ответов на поставленные вопросы.

Развитие речи в начальной школе неразрывно связано с получением им информации об окружающем мире, его наблюдательностью, ростом культуры.

Какая литература может помочь родителям?

Книги – надежный помощник в быстром развитии речи. Уже во втором полугодии своей жизни кроха с интересом разглядывает яркие картинки и слушает мамины рассказы. Такой интерес обязательно нужно использовать для речевого развития. Когда мама описывает картинку, пополняется словарный запас ребенка.

Книги по развитию речи малышей раннего возраста и дошкольников красочно иллюстрированы. Как правило, основные успешные проекты представлены тематическими сериями. Например, транспорт, семья, домашние животные и т. д. На первых порах достаточно совместного разглядывания картинок. Малышей постарше можно попросить рассказать, что они видят в книге, ответить на вопросы.

Есть книги по развитию речи и для детей, и для родителей одновременно. Это сборники упражнений, например:

  • «Развитие речи у детей 1-3 лет», автор Елена Янушко. В книги описываются игры и упражнения, помогающие малышу развивать речь в возрасте от 1 до 3 лет.
  • «Большой логопедический учебник», автор-составитель Е. Косинова. Сборник упражнений пальчиковой и артикуляционной гимнастики, заданий на развитие речевого слуха для правильного развития устной речи и произношения у детей. Заниматься по этому учебнику можно с самого раннего возраста, но большинство заданий ориентировано на детей от 2 лет.

Кроме книжек, можно использовать различные логопедические пазлы, альбомы с наклейками, игры с карточками и кубиками.

Развитие речи — сложный многогранный процесс, требующий терпения, внимательности, системного подхода и доброжелательности со стороны родителей. Он станет успешным для малыша при условии соблюдения определенных правил взрослыми. Если в ходе освоения речевых навыков у крохи возникают сложности, не стоит паниковать. Обращение за квалифицированной помощью в раннем возрасте помогает устранить большинство речевых проблем до поступления в школу.

Автор: Вероника Иванова,
специально для Mama66.ru

Полезное видео о развитии речи у детей

Остались вопросы? Задайте их нашим читателям и получите ответ! Задать вопрос →

Комментариев нет