Физическое воспитание: практические советы родителям малышей и дошкольников

Рубрика: Ребенок

Физическое воспитание детей — очень важный показатель во всестороннем развитии личности. Оно формирует в ребенке важные качества, такие как воля, трудолюбие, коллективизм.

Отец с сыном: физическое воспитание

Очень важно, чтобы физическое воспитание проходило правильно. А для этого необходимо понимать его роль и важность в развитии личности.

Понятие и важность физического воспитания

Физическое воспитание — это основа для всестороннего и гармоничного развития личности. Оно неотрывно связано с интеллектом: чтобы трудиться умственно нужно затратить некоторое количество физических сил. Ребенок, правильно воспитанный физически, более требователен к самому себе, у него появляется чувство товарищества и принадлежности к коллективу. Физическое развитие — это не только укрепление воли, но и совершенствование силы маленького человека.

Выносливость ребенка будет формироваться в процессе занятий физкультурой. Можно также заняться каким-либо видом спорта. Это поможет развиться не только физически, но и оздоровить весь организм. Малыш может отдать предпочтение спортивным играм, а может окунуться в тяжелую атлетику или плавание. У ребенка нужно вырабатывать потребность заниматься физкультурой и спортом. Лишь такой подход в физическом воспитании позволит укрепить волю малыша, развить работоспособность и сделать более совершенной его физическое состояние.

Физическое воспитание и закаливание детей существуют неразрывно друг от друга. Закаливая организм ребенка каждый день, мы делаем его более устойчивым к температурным изменениям окружающей среды. Эта процедура позволяет также быть бодрым и наполненным энергией в течение дня.

Методы воспитания здоровой личности

Различают общепедагогические и специфические методы физического воспитания. К первой категории можно отнести игру, упражнения и соревнования. Общепринятые методы включают в себя наглядное и словесное воздействие.

Чтобы достичь нужного результата, недостаточно использовать лишь один метод физического воспитания. Как правило, они существуют комплексно. Это позволяет более правильно и всесторонне развить личность.

Как правильно организовать условия для физического воспитания дома

Физическое воспитание ребенка в семье должно проводиться комплексно с занятиями в детском саду или яслях. Это сделает малыша более подготовленным к труду и жизни, устойчивым к различного рода заболеваниям, более заинтересованным в занятиях физкультурой. Совместное развитие ребенка в семье и дошкольном учреждении позволит усовершенствовать его двигательные навыки.

Отец играет с сыном с мячом

Детский организм нуждается не только в физических упражнениях, но и в воздействии естественных сил природы. Именно поэтому их нужно использовать в комплексе. Вода очистит кожу от загрязнений, воздух снабдит кислородом и уничтожит микробов, а солнце поспособствует обогащению организма витамином D. Эти три природных компонента можно использовать и как отдельное средство закаливания.

Дети раннего и дошкольного возраста нуждаются в определенном режиме. Им необходимо правильно питаться, выходить на свежий воздух, спать днем и ночью. Другая часть оздоровительных процедур не требует строгого режима.

Чтобы ребенок спокойно спал дома, его необходимо покормить не позже чем за час до сна. Не следует кричать на ребенка или волновать его перед укладыванием в постель. Желательно принять теплую ванну. Кладите спать малыша в одно и то же время. Не делайте постель слишком теплой и мягкой. Не кладите подушку слишком высоко.

Закаливание ребенка в домашних условиях тоже нужно проводить с умом. Для начала следует проконсультироваться с педиатром о том, можно ли ребенку проводить такие процедуры. Если врач разрешит, то нужно начинать с полоскания горла прохладной водой, каждые три дня уменьшая её температуру на 1 градус. Лишь после того, как станет заметным улучшение здоровья, можно переходить к другим методам закаливания, таким как обтирание, обливание тела и ног.

Одевать ребенка дома и на прогулку нужно по погоде. Одежда не должна перегревать тело малыша и стеснять его движения. Если ребенок одет правильно, он будет испытывать небольшой холодок, находясь без движений.

Было доказано, что более комфортно дети чувствуют себя при комнатной температуре не выше 20 градусов. Это связано с тем, что терморегуляция организма ребенка при более высоких температурах не развивается. Такая ситуация, в свою очередь, приводит к распространению респираторных заболеваний.

Ребенок должен научиться самостоятельно выполнять все гигиенические процедуры без напоминания взрослых к 4–5-летнему возрасту. К этому времени он уже может ухаживать за одеждой, чистить зубы, мыть руки, правильно пользоваться вилкой и ложкой, убирать на место игрушки, застилать свою постель. Кроме того, ребенок уже способен самостоятельно использовать туалетную бумагу и носовой платок.

И конечно же, никакое физическое воспитание не обойдется без утренней зарядки. Лучше всего использовать упражнения, сопровождая их стихами. Ребенку так проще и интереснее. Сначала произносить стихи может только взрослый. Потом, по желанию ребенка, это может делать и он сам.

Занимаемся физическим воспитанием с малышами

В раннем возрасте происходит более интенсивное развитие организма ребенка, формируются необходимые умения. Этот период характеризуется развитием специфического поведения малыша. Физическое воспитание детей раннего возраста может проходить с использованием санок, мячей, велосипедов и прочего реквизита.

Двигательное поведение детей раннего возраста характеризуется началом ходьбы и овладением координацией движений. Также в этом возрасте малыши начинают бегать, и бег у некоторых получается гораздо лучше, чем ходьба. Это объясняется тем, что возбуждение у ребенка преобладает над торможением. Поэтому ему хочется двигаться.

Малыш бежит: физическое воспитание детей

Двигательные процессы раннего возраста не заканчиваются только ходьбой и бегом. Многие малыши активно лазают. Они стремятся преодолеть препятствия из подушек, коробков, ящиков, скамеек и прочего, что оказывается на их пути. Поэтому им нужно организовывать игры с подобными препятствиями. Так, можно использовать игру «Преодолей препятствие». Она заключается в раскладывании по ковру различных предметов, которые имеются дома. Это могут быть диванные подушки, стульчики и т. п. Следует предложить ребенку преодолеть эти препятствия.

Подвижная игра совместно с малышом также будет содействовать его физическому развитию. Чем лучше в семье будет создана предметно-развивающая среда, тем большей будет двигательная активность детей раннего возраста. Поэтому совет родителям: найти в квартире свободное место и организовать его под игровое пространство для детей.

В качестве примера можно привести ещё одну занимательную игру. Она называется «Собираем шарики». Для этого необходимо запастись разноцветными шарами и большой коробкой или корзиной. Возможно несколько вариантов игры. Можно рассыпать шарики и создать преграды для их сбора. Если ребенок уже различает шары, то попросить его собрать шарики какой-либо одного цвета. Таким образом ребенок будет развиваться не только физически, но и умственно.

Можно поиграть с малышом в «Провези — не задень». Для этого необходимо провести игрушку-каталку. В специально отведенной для игр комнате нужно поставить кубики, ящики, кегли, диванные подушки и прочее. Они будут выполнять роль преград. Сначала взрослый должен показать ребенку что нужно сделать. Основной задачей этой игры является прокатывание игрушки-каталки по выложенной из препятствий траектории. Предметы не должны быть задеты. После того как взрослый показал, в чём состоит задача малыша, ребенок сам должен проделать то же самое.

«Прокати шар в ворота»— ещё один вариант игры с детьми раннего возраста. Для её проведения понадобятся кубики, шар и ворота, которые можно соорудить из подручных материалов (других игрушек). Задачей малыша является прокатывание шара к цели — кубикам или кеглям, которые ставятся в ворота. Нужно сбить их.

Занимаемся с дошкольниками

Если в раннем возрасте лазанье, бег и ходьба только развивались, то в дошкольный период они начинают совершенствоваться. Дети уже могут заниматься на тренажерах и выполнять упражнения с предметами. Следует развивать их способности и организовать условия для этого.

В дошкольный период детям уже доступны упражнения по сохранению равновесия. Они могут метать легкие предметы или мячи. Дошкольники способны бросать и ловить. Поэтому с ними можно играть в игры, где активно используются именно такие действия.

Мальчик с мячиком: приемы физического воспитания

Физическое воспитание детей дошкольного возраста может заключаться в беге, в лазанье по тренажерам, бросании и ловле мяча с небольшого расстояния. Дошкольники могут перепрыгивать через препятствия, прыгать на одной или двух ногах. Также они способны забираться на невысокие предметы и спрыгивать с них.

Навыки метания в дошкольном возрасте формируются интенсивнее всего. Если перед ребенком стоит задача бросить мяч в цель, то он не контролирует дальность и направление броска. Ребенок просто выпускает мяч из рук. Ловля предметов тоже ещё недостаточно развита.

Чтобы дошкольник развивался физически не только в специальном учреждении, но и дома, необходимо организовать для этого подходящие условия. Следует выделить отдельную комнату для игр, застелить полы ковром, оборудовать её тренажерами и игрушками. Самый важный предмет в жизни дошкольника — это мяч. Он тренирует быстроту реакции, координацию движений и меткость.

Подведем итоги

В заключение хочется дать несколько советов родителям.

  1. Для правильного физического воспитания необходимо стимулировать потребность детей в физических упражнениях. Здесь немалую роль играет пример и отношение к физической культуре взрослого. Родители должны знать и учитывать потребности и интересы своего ребенка. Не нужно запрещать ему бегать или прыгать. Запомните, как родители будут относиться к физкультуре, такое же отношение к ней сформируется и у самого ребенка.
  2. Нужно поощрять любое достижение малыша, тогда в нём будет поддерживаться нормальная самооценка. Получив похвалу, ребенок будет ещё больше стараться выполнить то или иное полезное действие. Мнения обоих родителей о том, что делать ребенку, не должны расходиться иначе положительного отношения к физкультуре у малыша не будет.
  3. Нужно наблюдать за его состоянием во время выполнения физических упражнений. Не всегда родители способны понять, почему ребенок не хочет выполнять простые упражнения и капризничает. Дело может быть в том, что он устал или хочет посмотреть какой-то интересный мультик. Родители должны научиться понимать своего малыша, чтобы наладить с ним душевный контакт.
  4. Если ребенок не хочет больше тренироваться, не нужно заставлять его это делать. Сначала выясните причину такого поведения. Продолжать занятие можно только в том случае, если проблема была устранена.
  5. Не нужно наказывать и ругать ребенка за его неудачи. Они временны, так как ребенок только познаёт новый для него мир. Маленькие дети очень болезненно реагируют на свои неудачи и порицание родителей. Нужно дать ребенку понять, что родители уважают в нём личность и его желания.
  6. Важно учитывать желания ребенка при занятии физкультурой. Если одним детям нравится бег, то другим могут быть интересны прыжки. Иногда малыши пытаются подражать любимым героям мультфильмов и просят купить им то, чем занимается их кумир. Этому не стоит удивляться. Нужно прислушаться к потребности ребенка.
  7. Частая смена физических упражнений не приведет к нужному результату. Если ребенка устраивают те движения, которые он выполняет сейчас, оставьте всё как есть. Это поможет быстрее овладеть тем или иным навыком.

Все физические упражнения должны выполняться серьезно, но не нужно перегружать ребенка. При выполнении зарядки необходимо учитывать возраст малыша. Не нужно заставлять выполнять упражнения, если у него нет на то желания. Во всем должны проявляться терпение, любовь и понимание.

Автор: Дмитриенко Наталия Ивановна, педагог-психолог

Веселая разминка для детей

Советуем почитать: Какие методы воспитания дошкольников существуют и почему все они важны

Комментариев нет