Атипичный аутизм

Атипичный аутизм — это один из видов психического расстройства у детей. Ребенок первые годы своей жизни может развиваться совершенно нормально, не отличаясь от сверстников. Заболевание обнаруживается у него только в дошкольном или школьном возрасте, в зависимости от возникновения первых признаков нарушений со стороны психики.

атипичный аутизм

Если сравнивать атипичное расстройство с классическим аутизмом, то совпадений между этими диагнозами можно найти немного. В первом случае ребенок может обладать достаточно высоким уровнем интеллекта, он без проблем способен адаптироваться в обществе, и в целом на фоне окружающих детей выглядеть вполне нормально. Но, если понаблюдать за ним, можно столкнуться с некоторыми особенностями в поведении, которые не влияют на его взаимоотношения с окружающей действительностью.

Особенности и симптомы заболевания

Заметные нарушения захватывают три сферы развития ребенка:

Основной характерной чертой атипичного аутизма являются нарушения, связанные со сферой взаимодействия в социуме. Эти признаки выражаются в вариативной степени, и могут различаться между собой своеобразными чертами.

Например, одни пациенты проявляют абсолютное равнодушие к общению со своим окружением, а другие, напротив, стремятся всячески взаимодействовать с людьми, но не могут в силу своих психических особенностей должным образом успешно выстроить коммуникации.

При атипичном расстройстве психики у детей часто выявляются затруднения в овладении речевыми навыками, в частности, возникает непонимание речи со стороны окружающих. Об этом может говорить скудный словарный запас, несоответствующий возрастным критериям пациента. При этом любое слово, независимо от его переносного значения, воспринимается человеком исключительно в прямом смысле.

Нарушение эмоционального развития также является обязательным симптомом атипичного аутизма. Невербального способа общения для таких пациентов просто не существует — они не выражают каких-либо эмоций, в связи с чем окружающие вешают на них ярлык равнодушных, безучастных ко всему, личностей.

Также у детей следует отметить повышенную раздражительность, отсутствие гибкости мышления и восприятия окружающей действительности. Например, такие внешние раздражители, как чрезмерно громкий звук или яркий свет? могут вызвать у человека, страдающего атипичным расстройством психики, непредвиденную реакцию в виде бурного неприятия возникших изменений, сопровождающегося истинным эмоциональным взрывом.

симптомы аутизма

К симптомам атипичного аутизма (нельзя забывать об их различных комбинациях и степени проявления) относятся:

  • проблемы с коммуникабельностью, например, отсутствие зрительного контакта во время диалога с пациентом;
  • устойчивое отсутствие потребности в социальных контактах, в том числе и дружеских отношениях;
  • трудности в усвоении новых словесных элементов, выпадение из памяти прежних заученных фраз;
  • выраженные проблемы во взаимоотношениях с незнакомыми людьми;
  • невозможность различить смысловые и переносные значения речи, буквальное восприятие получаемой информации;
  • абсолютное непонимание невербальной формы общения;
  • постоянное равнодушие к окружающей действительности, безразличие к людям, наряду с неумением выражать собственные эмоции;
  • стойкая привязанность к монотонному характеру жизни и определенным привычкам;
  • странности в поведении, связанные с особенностями времяпровождения: долгие часы человек может раскладывать какие-то предметы, при этом оставаться погруженным в самого себя и практически не реагировать на внешние раздражители;
  • реакция на новые звуки, запахи, цветовые оттенки и структуры может быть нестандартной.

Диагностика

Атипичный аутизм с умственной отсталостью у детей имеет характерные отличия от классической формы заболевания. Специалисты считают диагностику данного расстройства затрудненной, требующей всестороннего обследования. Родителям следует проконсультироваться относительно верной постановки диагноза одновременно у нескольких врачей: детского невролога, психолога, психиатра, и даже отоларинголога.

Некоторые родители первоначально проблемы поведения своего ребенка списывают на неполноценный слух, так они объясняют отсутствие детской реакции на речь со стороны окружающих. Но консультация специалиста должна опровергнуть эти догадки, и подтвердить наличие у пациента нормального слухового восприятия. То есть ребенок, в какие-то моменты оказывается настолько погруженным в собственное «Я», что звуки извне игнорируются его подсознанием.

Проявление этого вида психического расстройства у детей варьируется разнообразием симптомов и степенью их проявления. Например, при легком течении заболевания диагностировать отклонение способны лишь опытные специалисты. Для того чтобы определить наличие проблем в развитии ребенка, необходимо систематически наблюдать за его поведением, анализировать адаптацию к социуму и проверять имеющиеся у него способности.

Большую часть информации дети берут из своего ближайшего окружения — от родителей и родственников, а те, в свою очередь, первыми могут заметить нарушения в психоэмоциональном развитии своего чада. Поэтому при появлении подозрений на наличие каких-либо отклонений у ребенка, и отсутствии симптомов, характерных для заболевания, необходимо обратиться к специалисту, который на основании определенных жалоб диагностирует атипичный аутизм.

Причины, которые вызывают данную патологию у детей, изучены недостаточно, в связи с чем лечебное воздействие в целом направлено на имеющиеся психические нарушения.
Подробнее: Как распознать аутизм и помочь ребенку? →

Лечение

Единственной верной лечебной тактики в отношении атипичного расстройства психического развития в настоящее время не существует. Лечение носит симптоматический характер, направленный на степень уменьшения проявления основных признаков заболевания. Успешно проведенное терапевтическое воздействие и устранение явных симптомов патологии, приводит к тому, что ребенок ощущает улучшения в самочувствии.

Лечебный подход к каждому должен быть индивидуальным с длительными временными затратами и усилиями в отношении маленького пациента. Первостепенное значение имеет человеческий фактор, то есть люди, которые занимаются человеком с определенными психическими расстройствами, должны понимать, что требуется данному ребенку и четко владеть различными медицинскими методиками.

Именно полагаясь на свой опыт и знания, специалист методом проб и ошибок, находит индивидуальный подход к пациенту и определяет эффективность проводимого терапевтического воздействия на основании улучшений в его состоянии.

уход в себя

Лечение планируется на длительный промежуток времени- это необходимая мера даже при легкой форме заболевания. Занятия по специфическим методикам не могут быть для такого пациента лишними, то есть с каждым сеансом терапии они приносят ему только пользу. Полностью вылечить атипичное расстройство психического развития невозможно, но улучшить качество жизни и самочувствие больного вполне осуществимо, и в этом должна помочь согласованная работа профильного специалиста и родителей.

Каких-либо профилактических мероприятий по данному заболеванию среди детей не бывает, его природа остается до конца не изученной. Но своевременная диагностика и эффективно проведенное лечение в самом начале болезни значительно повышает возможности социализации маленького пациента в обществе.

Автор: Ольга Рогожкина, психотерапевт,
специально для Mama66.ru

Полезное видео о атипичном аутизме

Советуем почитать: Все о детской близорукости

Рассылка Mama66.ru

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости и материалы каждую неделю. Будет интересно!

Комментариев нет