Аутизм у ребенка: что это и как проявляется?

Все дети развиваются по-своему, но в большинстве случаев в этом процессе можно выделить общие тенденции: стремление к взаимодействию с другими людьми, поэтапное овладение речью, усложнение эмоций и интеллектуальных функций. Для каждого возраста существуют свои нормы.

Большинство нарушений психического развития, в том числе и заболевания аутистического спектра, можно заметить уже в первые годы жизни. Тем более даже профессиональная диагностика сводится к наблюдению за ребенком – методу, доступному для родителей. Что же такое аутизм и как он проявляется?

у мальчика аутизм

Ответить на этот вопрос не просто. Все дети с аутизмом отличны друг от друга, болезнь может проявлять себя совершенно разными симптомами. Кроме того, к основной проблеме нередко присоединяются сопутствующие: нарушения сна, аллергия, эпилепсия, умственная отсталость.

Что такое аутизм?

Само слово «autismus» впервые было употреблено швейцарским психиатром Э. Блейлером еще в 1910 году. Он описывал с его помощью социальные нарушения при шизофрении. Для обозначения отдельного психического расстройства, развивающегося в детском возрасте, этот термин был использован Л. Каннером в 1943 году. Исследователь выделил 11 проявлений раннего детского аутизма.

В современной медицине аутизмом называют психическое расстройство, возникающее вследствие нарушенного развития структур головного мозга и проявляющееся трудностями в социальном взаимодействии, снижением познавательной активности и стереотипными действиями.

Заболевание характеризуется устойчивым стабильным течением, сохранением симптомов у взрослых.

В последние десятилетия выявляется все больше детей с расстройствами аутистического спектра. До сих пор неизвестно с чем это связано: с улучшением диагностических методов или появлением внешних факторов, провоцирующих заболевание. В нашей стране статистика не ведется, но, к примеру, в США 1 из 50 детей страдает аутизмом.

Многих родителей интересует вопрос: в каком возрасте проявляется аутизм? Это расстройство может развиться как в первые годы жизни, так и в более поздний период. Наиболее заметны изменения у детей с 1 до 3 лет, так как именно в этот момент идет интенсивное развитие коммуникативных навыков, установление социальных контактов с другими людьми.

Причины аутизма

Увеличение количества детей, заболевших аутизмом, еще острее ставит вопрос о причинах этого расстройства. За годы исследований ученые определили, что заболевание провоцируется определенным набором факторов риска.

Возможными стимулами для развития аутизма являются:

  • модификации в структуре генов;
  • органические заболевания центральной нервной системы, например, энцефалиты;
  • патологии обмена веществ, нарушения гормонального фона;
  • влияние бактериальных и вирусных инфекций;
  • отравление ртутью (например, при введении вакцины);
  • длительное использование антибиотиков;
  • перинатальное воздействие химических веществ.

Немаловажную роль играет наследственная предрасположенность ребенка к аутизму. При ее наличии любой из вышеприведенных факторов способен спровоцировать развитие заболевания.

ребенок закрывает уши руками

Признаки аутизма в зависимости от его типа

При диагностике аутизма учитывается широкий спектр клинических проявлений. Этиология симптомов и их выраженность варьируются, поэтому нет единого перечня для всех детей. То, как проявляется аутизм у ребенка в конкретном случае отчасти определяется видом заболевания:

  1. Синдром Каннера (аутизм раннего детства, глубокий аутизм). Проявляется трудностями в сфере коммуникации, проблемами социальной адаптации, нарушением интеграции сигналов, поступающих от органов восприятия. Ребенок часто совершает стереотипные действия, имеет нарушения в речи, обычно в виде эхолалий – повторений услышанных слов и окончаний фраз. Трудности в социальном взаимодействии проявляются отсутствием реакции на свое имя, избеганием зрительного контакта, полным отсутствием слов до 16 месяцев.
  2. Атипичный аутизм. Наиболее легкая форма заболевания, при которой симптомы долгое время могут оставаться незамеченными. Нарушения социального взаимодействия не всегда проявляются как полный отказ от них, часто ребенок хочет контактировать с окружающими, но не знает как. Отмечаются трудности в понимании речи и выражении эмоций, ограниченный словарный запас. Со стороны познавательных функций – негибкость и конкретность мышления.
  3. Синдром Аспергера. Нарушения проявляются в основном в сфере взаимодействия с окружающими людьми. Социальные навыки формируются с трудом, интересы и занятия стереотипны, мышление негибкое, часто появляются ритуалы и навязчивые действия. Адаптация происходит за счет нормально развивающихся познавательных функций: речи, памяти, внимания, интеллекта.
  4. Нарушение невербальных способностей к обучению. Симптомы схожи с синдромом Аспергера, в дополнение к ним обнаруживается гиперчувствительность органов восприятия, неумение устанавливать невербальные контакты, нарушения равновесия и графомоторики, отсутствие образного мышления, конкретность суждений, стереотипные поведенческие программы.
  5. Комплексное расстройство развития. Проявление аутизма этой формы – трудности в социальном взаимодействии и общении в сочетании с физическими нарушениями. Разделяется расстройство на два типа: синдром Хеллера, при котором нарушено формирование двигательных, речевых и социальных навыков; синдром Ретта, в клинической картине которого на первый план выходят двигательные нарушения, атаксия, стереотипия в ручной моторике, судороги, а также притупление эмоций.
  6. Синдром многих сложных нарушений развития. Эта форма проявляется изменениями во всех сферах: эмоциональной, коммуникативной, поведенческой, мыслительной. При этом может быть как равномерное нарушение всех компонентов, так и парциальное.

девочка смотрит в окно

Таким образом, проявление аутизма у детей неоднородно. Специалисты говорят о спектре нарушений подобного рода. Диагностика требует определенной квалификации от врача, психолога и педагога. В особо сложных случаях могут быть применены лабораторные генетические методы исследования.

Особенности поведения ребенка с аутизмом

Наблюдение за особенностями поведения ребенка позволяет раньше выявить аутизм. Обратить внимание на нетипичные проявления должны, в первую очередь, родители. При всем разнообразии форм заболевания можно выделить общие характерные симптомы:

  1. Речевые нарушения. Могут быть разной степени выраженности: от полного отсутствия слов и звуков до незначительного ограничения словарного запаса с трудностями формирования сложных высказываний. Чаще ребенок до года не гулит, к двум – владеет 10-15 словами, к трем – не способен их комбинировать. Из качественных изменений наблюдаются: эхолалии – эхообразное повторение услышанных слов, неологизмы – придуманные слова, обращение к себе в третьем лице. В речи отсутствуют обращения и личные местоимения, она не используется для контакта с другим человеком.
  2. Отсутствие потребности в эмоциональном контакте. Дети-аутисты не смотрят в глаза, не просятся на руки, не обнимаются с близкими людьми, не улыбаются в ответ. При попытке родителей проявить чувства с помощью объятий, поцелуев или поглаживаний – сопротивляются. Поскольку привязанность не формируется, они редко выделяют маму и папу среди прочих людей. Не реагируют на обращения и просьбы окружающих.
  3. Трудности социализации. В присутствии других людей ребенок-аутист испытывает дискомфорт, тревогу, при чрезмерном приближении кого-либо часто убегает и прячется. Такие дети не принимают участия в играх, ни с кем не дружат, потому что не могут понять эмоции и принять правила. Наблюдается постоянное стремление к уединению, в котором они чувствуют себя спокойнее.
  4. Агрессия. Эмоция проявляется приступообразно, может быть спровоцирована незначительными трудностями или ограничениями. Гнев выплескивается истерикой, криками, физической атакой. Примерно у трети детей наблюдается аутоагрессия – нанесение вреда самому себе.
  5. Отсутствие интереса к игрушкам. Ребенок не понимает, как и зачем играть с предметами. Конкретность мышления не позволяет переносить реальную ситуацию в игровой план. Особую трудность представляют символические действия, при которых один предмет заменяет другой, чем-то на него похожий (например, использование карандаша как микрофона, палки как лошади). Часто игрушки используются для стереотипных движений, среди всего разнообразия выбирается одна, к которой ребенок становится чрезмерно привязанным и часами не выпускает ее из рук.
  6. Стереотипии. В поведении детей с аутизмом отмечается выраженная тенденция к совершению однообразных, как правило, бессмысленных действий в течение длительного времени. Они могут стучать предметом о стол, раскачиваться, бегать по определенной траектории. Компульсивность поведения проявляется приверженностью к четким правилам и распорядку. Это помогает ребенку чувствовать себя более спокойно и уверенно.

Зная, как проявляется аутизм у ребенка, родители могут выявить симптомы на ранней стадии и своевременно обратиться за медицинской и педагогической помощью. Чем раньше будут начаты реабилитационные мероприятия, тем благоприятнее прогноз.

аутизм у ребенка до года

Проявления аутизма у детей до года

Как проявляется аутизм у детей до года? В этом возрасте еще трудно судить о взаимодействии со сверстниками и особенностях мышления, но эмоциональные и поведенческие реакции уже имеют определенные особенности.

Грудничок не улыбается, нет «комплекса оживления», характерного для новорожденных. Мимические выражения скудные, эмоции выражены слабо, практически отсутствуют. Взгляд ребенка направлен на какой-либо предмет, как правило, один и тот же. Двигательная активность снижена.

Малыш не просится на руки, не улыбается в ответ на улыбку взрослого. Подрастая, не использует жесты (указательные, требующие и др). Не развивается речь: нет лепета, гуления, отклика на свое имя. Многие мамы ошибочно считают, что их ребенок просто очень спокойный по характеру. Он не доставляет беспокойства родителям, может много часов играть сам с собой, не плачет, не проявляет заинтересованности к окружающим людям.

В редких случаях возможны отставания в росте и физическом развитии. При тяжелых формах заболевания малыш позже садится и начинает ходить, могут появиться сопутствующие заболевания: аллергия, эпилепсия, нарушения пищеварения и другие.

Аутизм – заболевание, проявляющееся нарушением психического развития ребенка. При всем разнообразии симптомов ключевой является триада: нарушения социального взаимодействия, речи и наличие стереотипных действий. Умение родителей определить аутизм у ребенка на ранних сроках позволяет вовремя обратиться за специализированной помощью.

Автор: Ольга Ханова, врач,
специально для Mama66.ru

Полезное видео: что такое аутизм? (рассказывает доктор Комаровский)

Советуем почитать: Атипичный аутизм

2 комментария
  • 10 июля 2016 в 09:19

    Аутизм сейчас очень распространен. Если честно, я не верю, что его причиной послужили вакцины. Мне кажется это что-то скорее генетическое. У знакомых мальчик в 3 года еще не разговаривает, а родители ничего не делают. Намекать маме, что у ребенка аутизм мне неудобно.

  • 11 июля 2016 в 01:33

    Возможно, они знают, ведь до года каждый месяц посещают педиатра, и наверняка, врач обратил внимание на отклонения в развитии. Например, в возрасте 5 месяцев врач у меня спрашивал, гулит ли ребенок, узнает ли родных, улыбается ли в ответ. Возможно, знакомые что-то делают, но не хотят говорить об этом. Ведь здесь не сделаешь операцию: вырезал что-то — и все нормализовалось. Нужно время.