Вопросы формирования семейных ценностей среди молодежи

Среди ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из крупнейших.

СЕМЬЯ — это школа, где человек учится, как жить в обществе. Поэтому воспитание человека начинается с воспитания его семьи. При поступлении в детский сад с родителями и ребенком проводятся индивидуальные консультации по вопросам организации быта и досуга в семье, изучаются семейные ценности и правила, по которым живет семья, при необходимости организуются пути решения проблем.

Постоянно действуют родительские лектории различной тематики, ведется просветительская работа через информационные уголки, советы родителям. Через сюжет но-ролевую игру дети с раннего возраста усваивают роли трех поколений: ребенка, мамы и папы, бабушки и дедушки.

В детском саду устраивают надлежащие условия для формирования ребенка и осознание ею семейных ценностей, а именно: самостоятельности, трудолюбия, человечности, благоразумия, справедливости, самообладания и ответственности. В нынешних условиях важно побуждать ребенка через сюжет но-ролевые игры к использованию приобретенного опыта в практической жизнедеятельности.

В начальной школе тематика семейных ценностей развивается на уроках интегрированного курса «Я и моя Родина», на внеурочных воспитательных мероприятиях, семейных праздниках. Традиционная семейная мораль : уважительное отношение к другим, забота о старых и немощных членов семьи, культура семейных отношений, семейные праздники и традиции, нравственные семейные ценности: уважение, понимание, поддержка, доброжелательность, честность — самые актуальные темы бесед с младшими школьниками.

Самым благоприятным временем формирования семейных ценностей является юность. Именно в этот период личность наиболее открытая влияниям, а взгляды и впечатления, полученные в юности, — глубокие и сознательные.

Проблема информированности учащейся молодежи по вопросам психологии семейных отношений, психосексуального развития является одной из самых актуальных в старшем школьном возрасте. Учитывая сказанное, с 2001 года внедряется факультативный курс «Этика и психология брачных отношений».

Основная цель курса — подготовка старшеклассников к семейно-брачным отношениям, усвоение старшеклассниками моделей семейных отношений, информации о психологии брака, роль мужа и жены, отца и матери, повышения социальной престижности отцовства и материнства, ознакомление с вопросами ведения домашнего хозяйства, организации бюджета семьи. Практическими психологами разработаны все занятия данного курса, включая информационные сообщения, интерактивные упражнения.

В 2008-2009н.р. проведено исследование ценностных ориентаций учащихся старшеклассников . Его цель: изучить особенности сформирования ценностных жизненных ориентаций у старшеклассников.

Хотелось сравнить приоритеты ценностей в зависимости от пола респондентов и результатов исследования 2008 и 2009 годов, на основе полученных результатов сделать выводы и разработать пути дальнейшей работы по коррекции и развития ценностных ориентаций старшеклассников.

В исследовании приняли участие 1054 школьника, из них 463 мальчика и 591 девочка (участие в исследовании по методике «Ценностные ориентации» ), и 952 человека, из них 395 юношей и 557 девушек (анкетирование «Ценностные ориентации молодежи»).

Результаты тестирования показывают, что доминирующей среди ценностей для респондентов мужского пола является «здоровье», что составляет 60% опрошенных. Следующая по количеству выборов ценность для ребят — «наличие хороших и верных друзей», 55%; Что касается респондентов женского пола — на первое место вышла ценность «счастливая семейная жизнь» — 48%, а также «наличие хороших и верных друзей» — 47 %.

Нужно отметить, что для респондентов мужского пола большее значение имеет «активная деятельность жизни» (47%), чем любовь (42%) и «счастливая семейная жизнь» (16, 36%). В то же время для респондентов женского пола «счастливая семейная жизнь» (48%) преобладает над значением «дружеских отношений» (47%).

Наименее значимые ценности для респондентов обоих полов является «счастье других» и «творческая деятельность» — 67%.

Другая методика, которая использовалась в ходе исследования, анкета «Ценностные ориентации молодежи» состоит из 21 вопроса и дает возможность выяснить отношение и ценности старшеклассников к таким категориям ценностей и жизненных целей:

  • Отношений с родителями;
  • Взглядов на дружбу, отношений со сверстниками;
  • Мысли о профессиональном определении и представлении о будущей трудовой деятельности;
  • Взгляды и принятие общечеловеческих ценностей, личные интересы.

По результатам анкетирования 250 опрошенных девушек (45%) и 147 мальчиков (37%) считают своих родителей просто любящими людьми; 134 мальчика (34%) называют родителей наставниками; 17% представителей мужского пола и 20% женского — друзьями, и только в среднем 13% среди всех опрошенных — авторитетом. Что касается ценностей, самые ценности для девушек — найти любовь (42%), создать семью (38%), иметь хороших друзей (31%); среди юношей — найти любовь (51%), иметь хороших друзей (47%) , иметь крепкое здоровье (35%). Такие ценности, как стать порядочным и честным человеком, быть полезным для общества, воспитывать волю и сильный характер не принимаются во внимание представителями обоих полов.

Анализируя обобщены результаты исследования, можно сделать выводы, что представительницы женского пола сосредоточены на создании семьи и личных переживаниях, в то же время юноши для себя считает главной возможность реализоваться в деятельности, материально обеспечить себя. Такая тенденция может свидетельствовать о традиционном для общества распределении ролей мужчины и женщины и стали тендерные стереотипы.

Автор: vitya-102

2 комментария
  • 06 июля 2016 в 15:32

    Я считаю, что всё же воспитание идёт из семьи в первую очередь. Чему бы не учили в образовательных учреждениях, если в семье это не поддерживается, то и ребёнок не будет это поддерживать. А уж о патриотизме… Глядя на европейские ценности, у меня лично волосы дыбом встают.

  • 06 мая 2016 в 02:47

    Считаю, что данные анкетирования точно отражают устремления молодежи. И это весьма не плохие результаты: все-таки большой процент молодежи ставит семейные ценности в приоритет. Жаль, что польза обществу, родине, патриотизм не вписываются в шкалу ценностей. И ничего удивительного! Во времена СССР в детских учреждениях велась серьезная работа, детям внушали, что у них самая лучшая Родина. Мама рассказывала, что в детских садах дети учили Гимн и Интернационал. Пионерия и комсомол тоже работали в этом направлении. Конечно, были идеологические перекосы. Но сейчас вообще мало, что делается для воспитания патриота, гражданина.