Кризис трех лет

В течение первых трех лет жизни ребенок развивается так быстро, как ни на одном из последующих этапов. К трем годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он уже действует человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе: принятие себя или непринятие (к слову: в норме самооценка ребенка должна быть завышена).

Трехлетний возраст характеризуют как «трудный». Вообще, понятие «кризис 3 лет» — понятие условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других – в 3,5 года. В этот период ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми.

Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, т.е. когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование своих собственных желаний – это очень хорошо, но с другой стороны, при отсутствии умения высказывать свое мнение, малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка – дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться.

Также для ребенка становится важной его успешность или неуспешность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Он становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить. Огромное желание получить положительную оценку со стороны взрослых, желание опередить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи. Здесь важно знать, что если малыш начал откровенно фантазировать, то это значит, что его реальные успехи мало кто замечает – этим он компенсирует свое желание получить хоть какую-то положительную оценку со стороны взрослых.

Вообще, все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка; не менее бурный этап ждет его в дальнейшем – в подростковом возрасте.

Казакова Любовь Геннадьевна.

Источник: www.zayka.net

Рассылка Mama66.ru

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости и материалы каждую неделю. Будет интересно!

3 комментария
  • 10 июля 2016 в 04:17

    В 2,5 года дочка совершенно изменилась: из послушного ребенка «превратилась» в совершенно непослушного… Мы хватались за голову — что делать? Но со временем все прошло, главное , что в это время нужно- давать ребенку возможность самому решать что и как делать, пережидать моменты его «бунта» и Любить всегда, даже когда капризничает и бунтует… Нельзя позволять себе все делать за него, уступайте ему чаще, но только в мелочах.

  • 10 июля 2016 в 01:39

    Мы с сыном достаточно легко пережили кризис 3-х лет, каких-то особых протестов с его стороны не было. Но был заметен прямо рывок в его взрослении. Его заинтересовали связи между родственниками, он с удивлением воспринимал, что его бабушки, это моя мама или мама его папы, что его дядя и тетя — это мои сестра и брат. Было забавно! В этом возрасте его стали волновать понятия «хорошо-плохо». И по всякому поводу — сам надел носки, разбросал книги, громко топал и т.п. — спрашивал, хорошо это или плохо.

  • 06 июля 2016 в 12:45

    И тут многие подумали, что если «ребенок отделяется от взрослого, становится более самостоятельным» — нужно просто оставить его в покое и не лезть со своими советами… Нет! Ребенку нужно дать свободу, но абсолютно условную. Именно в этом возрасте дети очень нуждаются в том, чтобы им доверили что-то серьезное. «Что сегодня будем печь? Булочки или печенье?… Давай я помою пол в зале, а ты — в прихожей или в ванной.» Вот это «или» дает ребенку чувство выбора и двойную гордость за себя. Сначала — это ОН выбрал булочки и посмотрите, как красиво ОН их слепил. Даже если вместо помытого пола ребенок оставил лужи по колено — он молодец, он сам пол помыл. Доверительные отношения начинают складываться именно в этом возрасте тоже.