Подготовка к школе: задания и игры для занятий в домашних условиях

Рубрика: Ребенок

Одним из самых актуальных вопросов для мам и пап является подготовка детей к школе. Некоторые родители считают, что готовить детей к новому жизненному этапу не нужно, так как учебное заведение создано для того, чтобы научить их всему.

подготовка ребенка к школе

Другие же, наоборот, стараются как можно раньше записать своего малыша на подготовительные курсы или же самостоятельно занимаются с ним.

Нужно ли готовить ребенка?

Многие дети, поступившие в 1 класс, успешно справляются с задачами, возложенными на них. У части первоклассников радость школьной жизни омрачается неудачами. Причина этого заключается в плохой подготовленности к школе. Это проявляется в том, что детишки невнимательно слушают учителя, не могут спокойно сидеть во время урока и сосредоточенно выполнять задания. Постепенно они начинают терять интерес к учебе.

Успеваемость малыша во многом зависит от уровня подготовки к школе. Ребенку должно быть заранее рассказано об учебе. Он должен понимать, что в учебном заведении будут даваться знания, которые ему непременно пригодятся в будущем. Кроме этого, малыш должен быть приучен к четкому и строгому выполнению режима дня.

Довольно много детей, поступающих в школу, являются грамотными. Однако некоторые родители не учат своих крох чтению и письму. Такой ребенок, придя в 1 класс, может испытывать определенные неудобства. Он будет казаться «белой вороной» среди сверстников. Именно поэтому родителям стоит готовить своих деток.

Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу

Согласно ФГОС ДО (федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования), будущий первоклассник должен знать и уметь следующее:

  • Следовать основным культурным, гигиеническим и социальным нормам, принятым в обществе.
  • Придерживаться азов здорового образа жизни и самостоятельно заботиться о себе – помыть руки без напоминания, не пропускать прием пищи, чистить зубы и умываться, прочее.
  • Самостоятельно организовывать игровую, образовательную или иную деятельность, решать повседневные задачи. Ребенок умеет принимать решения, проявлять инициативу и брать на себя ответственность.
  • Помогать родным и близким, быть отзывчивым и эмоционально чувственным.
  • Планировать и регулировать свои действия, поведение в целом. Иметь развитые навыки саморегуляции и самоорганизации.
  • Общаться со сверстниками и взрослыми. Имеется в виду вербальная и невербальная речь, диалог, способность договариваться и идти на компромиссы, аргументировано отстаивать свою позицию.
  • Применять уже освоенные методы решения проблем (как учебных, так и личных) в решении новых похожих задач.
  • Выбирать из несколько вариантов решения проблемы оптимальный.
  • Фантазировать и творить, отражать собственные замыслы в рассказах, рисунках.

Портрет дошкольника, готового к обучению в школе, включает полноценное физическое развитие по возрасту. Ребенок интересуется устройством мира, своим внутренним миром и внутренним миром окружающих.

подготовка к школе

Он тянется к экспериментам и задает много вопросов, а в случае неудач и затруднений обращается за помощью к взрослому. Будущий школьник уже умеет руководствоваться не импульсами и личными желаниями, а представлениями о том, что хорошо и что плохо.

Ребенок активно участвует в образовательном процессе, интересуется всем новым (заметна внутренняя мотивация к обучению). Он умеет работать по образцу и правилам, рекомендациям, инструкциям.

Имеет первичное представление о себе, государстве, обществе, семье, природе, мире (самосознание и самоидентичность).

Относительно последнего можно выделить такие элементы:

  • осознание собственной принадлежности к определенному полу и понимание гендерной принадлежности других людей;
  • знание состава семьи, связей и отношений внутри нее;
  • понимание семейных традиций и распределения семейных обязанностей;
  • знание и соблюдение культурных ценностей, принятых в обществе;
  • осознание своей принадлежности к государству.

Развитие дошкольника и его готовность к школе – продукт совместной деятельности семьи и ДОУ (дошкольного образовательного учреждения).

Занятия и игры для подготовка ребенка к школе в домашних условиях

Подготовка детей к школьной жизни – задача не из легких. Огромную роль играют мама и папа. Они должны выполнять не только функцию родителей, но и учителей, и воспитателей. Принимая решение самостоятельно готовить свое чадо к школе, необходимо понимать, что нужно научить малыша не только чтению и письму. Он должен научиться логически мыслить, находить взаимосвязи между чем-либо, анализировать, делать выводы. Кроме этого, ребенок не должен быть замкнутым.

Каким образом родители могут осуществить подготовку к школе в 1 класс? Во-первых, нужно составить режим для своего малыша и в дальнейшем следить за тем, чтобы он его соблюдал: ложился спать и просыпался в одно и то же время, принимал пищу по графику, занимался и играл в определенное время.

Маме и папе стоит позаботиться о рабочем месте ребенка. Ему понадобится личный письменный столик, тетрадки, ручки, цветные карандаши, фломастеры, краски с кисточками, раскраски, альбом для рисования, книжки для чтения, пластилин и другие принадлежности. Важно, чтобы на рабочем месте не было беспорядка.

В первый год обучения родители должны проводить «уроки» для крохи, которых в день должно быть не более 2–3. Желательно, чтобы занятие длилось в течение 15–25 минут, а перерывы между ними были не менее 20 и не более 30 минут. Лучше всего проводить «уроки» утром после завтрака, ведь в большинстве школ первоклассники учатся в первую смену.

Занятия для подготовки к школе в домашних условиях должны включать следующие уроки:

  • чтение;
  • правописание;
  • математику;
  • изобразительное творчество;
  • иностранный язык.

Учим читать

подготовка к школе

Наличие навыка чтения – одно из главных условий успешной учебы в школе, поэтому в первую очередь малышу стоит выучить буквы. Это можно делать с помощью специальных кубиков, на которых изображены буквы и соответствующие картинки. Эта методика очень эффективна. Благодаря изображениям детки быстрее запоминают буквы.

Ребенку, освоившему алфавит, еще рано приступать к чтению детских книжек. Первой его книгой должна стать азбука. Родителям к ее покупке стоит подойти очень ответственно. На рынке представлен широкий ассортимент азбук, но не все из них являются качественными. В азбуке обязательно должно быть много картинок.

Рассмотрим упражнения, которые предлагает педагог Татьяна Джало.

Упражнения:

  • «Перевертыш». Для начинающих. В начале обучения не так важен смысл слов, сколько возможность отточить сам навык сложения букв в слоги, слогов в слова. Обычное чтение быстро надоедает дошкольникам, особенно раздражает просьба родителей прочитать одно и то же несколько раз. Поэтому можно предложить ребенку читать слова задом наперед. Получается весело. Конечно, это нужно сочетать с классическим чтением.
  • «Буксир». Продвинутый уровень. Родитель читает текст вслух чуть быстрее, чем умеет читать ребенок, а ребенок шепотом повторяет. Можно начать игру так: «Представьте, что мы с тобой две машинки. Я буксирую тебя. Я буду читать громко и чуть быстрее, а ты повторяй за мной и старайся успевать». Если ребенок отстает, нужно вернуться к нему, подождать.
  • «Догадайся». Ребенок читает несколько слов из предложения, а последние или первые слова закрывает закладкой. Родитель задает вопрос: «Как думаешь, что было дальше?» или «Как думаешь, с чего все началось?». Это упражнение учит не только чтению, но и развивает мышление, воображение, логику.

Учим писать

Письмо – один  из самых сложных процессов, которому обучается каждый человек. Не стоит маленького ребенка сразу пытаться научить писать буквы. В первую очередь он должен понять, как правильно держать ручку и как ей пользоваться.

При подготовке к школе для занятий можно приобрести прописи, в которых предлагается обводить разные контуры, фигуры, изображения. Только с 5–6-летнего возраста рекомендуется приступать к изучению написания печатных букв, а затем – прописных.

Упражнения:

  • «Составь слово». Запишите несколько слогов и предложите ребенку составить из них как можно больше слов, записать их. Заранее сами тщательно продумайте слоги и слова. Можно написать слоги на бумажных фигурках, например, на листиках. Так интереснее.
  • «Накорми змейку». Запишите какое-то слово и предложите ребенку продолжить змейку. Последний слог предшествующего слова – первый слог нового слова.

Учим считать

подготовка ребенка к школе

Научить ребенка считать непросто. Родители часто ошибаются, думая, что их малыш умеет это делать, так как называет цифры от 1 до 10. Умение считать и перечислять числа – совершенно разные вещи. Кроха может просто заучить названия цифр и их последовательность.

Родители должны:

  • научить ребенка «читать» цифры, узнавать их написание;
  • дать понятие числового ряда, то есть показать малышу последовательность цифр;
  • показать крохе, что за конкретным названием цифры и ее написанием подразумевается количество каких-либо предметов.

Числа желательно изучать парами. Например, на первом занятии можно поставить цель – запомнить цифры 1 и 2, научиться их писать. На следующий день рекомендуется повторить пройденный материал и приступить к изучению новой пары чисел. После изучения цифр от 1 до 10 можно переходить к определению количества предметов. Малыша можно попросить посчитать игрушки или карандаши.

Не рекомендуется учить ребенка считать с помощью пальцев, ведь он очень быстро привыкает к такому способу. Отвыкнуть будет намного сложнее.

Уроки математики можно чередовать с уроками геометрии, на которых следует познакомить свое чадо с различными геометрическими фигурами.

Упражнения:

  • «Нарисуй домики». Предложите ребенку на трех листах нарисовать три трехэтажных домика. На каждом этаже – 3 окна. После этого предложите разукрасить дома и заселить жильцами. Пусть ребенок посчитает общее количество жильцов.
  • «Соедини цифры». Из интернета можно скачать разные схемы для создания рисунка по цифрам. Нужно идти от 1 к большему числу и соединять цифры сплошной линией. Получается какая-то фигурка, зверюшка и т.п.

Учим рисовать и лепить

подготовка к школе

При подготовке к школе задания на уроках рисования должны быть направлены на закрепление материала, пройденного на других уроках. Малышу можно купить специальные раскраски с цифрами и буквами, можно просить ребенка рисовать предметы, похожие на геометрические фигуры.

Обязательно стоит рассказать о том, как пользоваться красками, чтобы они не сливались в один непонятный цвет, и о других мелких нюансах.

Немаловажное значение играет лепка. Как правило, дети любят работать с пластилином. Уроки лепки положительно отражаются на развитии малышей.

Упражнения:

  • «Дорисуй фигуру». Задача – из нескольких одинаковых кругов, квадратов или других фигур сделать как можно больше разных изображений.
  • «Оживи картину». Примерный текст: «По берегу реки прошелся маг и превратил все, что встретил, в камушки. Как думаешь, что или кто был на берегу? Расколдуй. Дорисуй».
  • «Ярмарка». Предложите ребенку слепить веревку с баранками для продажи на ярмарке.

Учим иностранный язык

Во многих школах иностранный язык начинают преподавать с 1 класса. Именно поэтому родителям стоит заранее подготовить своего малыша к нему. Изучать иностранный язык рекомендуется после того, как ребенку исполнится 5 или более лет.

Родителям можно использовать самые различные способы. В настоящее время в продаже есть множество пособий, с помощью которых ребенку будет легче познавать иностранный язык (иллюстрированные книжки, аудио- и видеодиски). В процессе просмотра обучающих фильмов на другом языке обязательно стоит повторять за героями отдельные слова, фразы. Можно вести свой собственный словарик. Пусть малыш записывает туда новые слова, наклеивает соответствующие картинки.

Упражнения:

  • «Паровозик». Для игры понадобятся вырезанные иностранные буквы и машинка (паровозик). Родитель – машинист. Он управляет поездом, периодически останавливается и объявляет, какие пассажиры (буквы) должны зайти в вагон. Ребенок кладет их.
  • «Светофор». Родитель и ребенок встают напротив друг друга (можно собрать больше игроков). Ведущий называет цвет на иностранном языке, затем остальные игроки и сам ведущий должны показать его на себе или найти в окружающей обстановке.

Примерное расписание домашних занятий

подготовка к школе

Родители должны проводить занятия с понедельника по пятницу, как это бывает в школах. Можно следовать следующему расписанию:

  • Понедельник: чтение и правописание.
  • Вторник: математика и рисование.
  • Среда: чтение, иностранный язык, лепка.
  • Четверг: математика, правописание, иностранный язык.
  • Пятница: чтение, рисование.

Родителям не стоит забывать, что малыш должен быть подготовлен и в физическом плане. После занятий можно прогуляться с ребенком. Полезны будут развивающие игры для детей при подготовке к школе.

У малыша должно быть два выходных дня – суббота и воскресенье. Желательно это время проводить всей семьей на природе, устраивать пикники, посещать зоопарки или аттракционы. В зимнюю пору можно ходить на лыжную прогулку.

Дополнительные советы

Мама и папа со своим ребенком должны не только учить буквы, цифры и геометрические фигуры. Родители должны расширять кругозор своего чада. Наилучший способ – беседовать с крохой «о жизни», совместно читать книжки и обсуждать события происходящие в них.

Важно развивать мелкую моторику ребенка. Малышу необходимы задания для подготовки к школе, которые развивают ловкость пальчиков и кистей. Благодаря этому ребенок будет быстрее развиваться в целом. Он станет более усидчивым и внимательным.

Для развития моторики рекомендуется больше рисовать, заниматься с конструктором, работать с мелкими предметами (бусинками, спичками, монетами).

Ребенку, у которого хорошо развита память, намного проще учиться. Новый материал запоминается легко. Родители, подготавливая своего малыша к школе, должны особое внимание уделить тренировке памяти. Отлично подойдет такой способ, как заучивание детских стишков и песенок.
подготовка ребенка к школе

Важно, чтобы ребенок:

  • умел отстаивать свою позицию, приводить аргументы;
  • осознавал смысл обучения в школе;
  • позитивно относился к окружающему миру и к самому себе;
  • понимал смысл слова «дисциплина» и умел подчиняться правилам;
  • умел по своей инициативе работать над заданием, планировать, организовывать свои дальнейшие действия;
  • осознавал возможные последствия своих поступков.

Где и как пройти подготовку ребенка к школе?

Не у всех родителей есть свободное время, чтобы заниматься с ребенком. Некоторые не знают, как это правильно делать. В таких случаях подготовку крохи лучше доверить специалистам.

Есть несколько вариантов:

  • Записать ребенка в подготовительную группу при школе.
  • Воспользоваться услугами частного педагога.
  • Записать малыша в детский сад.
  • Поискать центры развития ребенка.

Подготовка детей к школе в стенах конкретного учебного заведения имеет множество плюсов.

Во-первых, ребенок знакомится с классом, в котором в дальнейшем будут проводиться занятия. Кроха, придя 1 сентября, уже не будет так сильно волноваться.

Во-вторых, будущий первоклассник познакомится с будущим преподавателем и другими детишками, с которыми он будет учиться. Он не только получит на подготовительных курсах необходимые знания, узнает обязанности и права ученика, но и научится общаться со своими сверстниками. Единственный минус такого  способа подготовки – риск возникновения у ребенка переутомления.

Хороший вариант – воспользоваться услугами частного педагога. Специалист будет проводить индивидуальные занятия в домашних условиях. Просьбы родителей будут учитываться. Частный педагог разработает программу подготовки ребенка к школе, подберет материал. Этот способ в большинстве случаев дает очень высокий результат. Недостаток заключается лишь в том, что малыш не будет общаться со сверстниками.

Родители детишек, посещающих детский сад, могут не волноваться по поводу подготовки, ведь там их кроха получит все необходимые знания. Плюсы этого способа очевидны.

  1. Во-первых, занятия проходят в знакомой обстановке. Стрессы у ребенка исключены.
  2. Во-вторых, в детских садах преобладает игровая форма обучения. Малыши хорошо воспринимают информацию, которую до них доносят воспитатели.

Подготовка к новому жизненному этапу может проводиться в специальных центрах развития.

подготовка к школе

Основные черты, отличающие их от стандартных детских садов, заключаются в следующем:

  • Дети занимаются небольшими группами.
  • Порядок видов деятельности выстраивается таким образом, чтобы малышам не было скучно.
  • Используются авторские программы подготовки детей к школе, дающие хороший результат.
  • Воспитатели, являющиеся высококвалифицированными специалистами, уделяют детям максимум внимания и времени.
  • В некоторых центрах имеются группы продленного, а также выходного дня. Как правило, продленка в школах является довольно скучным вариантом времяпрепровождения. В детских центрах малыш может выбрать то занятие, которое ему по душе. Такие  услуги пригодятся постоянно занятым родителям.

Как психологически подготовить ребенка к школе

Психологическая готовность не возникнет сама по себе, над ней нужно работать – рассказывать ребенку в позитивном ключе о школе, важности образования, учителях. Никаких «Я ненавидел ходить в школу» или «Вот теперь попляшешь».

Нужно учить кроху преодолевать трудности, доводить начатое до конца и достойно проигрывать. Не последнее место в этом занимает личный пример родителей. Учить сравнивать, обобщать, сопоставлять, делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли. В этом помогает читать с ребенком книги, спрашивать, что он понял, просить пересказать, обсуждать сюжет.

Чтобы развивать любознательность. используйте сократовский метод обучения, метод дилемм и противоречий, задавайте задачи чуть сложнее актуального развития ребенка.

Тренируйте усидчивость, внимание и самоорганизацию. В этом помогут настольные игры, конструктор и лепка. Во всем поощряйте самостоятельность ребенка, особенно в вопросах самообслуживания.

Чтобы ребенку было легче адаптироваться к новому ритму жизни. Приучайте его соблюдать режим дня. Поощряйте социальную активность ребенка – как можно больше разговаривайте с ним и помогайте создавать, поддерживать, расширять круг общения.

По следующей шпаргалке родители могут проверить ребенка на предмет психологической готовности к школе.

Физическая готовность:

  • вынослив;
  • нет хронических заболеваний;
  • крепкий иммунитет;
  • высокая работоспособность, в том числе способность перераспределять и экономить силы;
  • психическое и физическое развитие в пределах возрастной нормы.

Личностная готовность:

  • внутренняя мотивация ходить в школу (тяга к знаниям);
  • желание и возможность принять новый образ жизни, распорядок дня, правила поведения (готовность к статусу школьника);
  • развитые коммуникативные и социальные навыки для взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Интеллектуальная готовность:

  • развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций соответствует возрастной норме;
  • заметны навыки самоорганизации;
  • широкий кругозор.

Ориентация на эти пункты позволит избежать перегрузок в школе, дезадаптации и проблем с физическим или психическим здоровьем.

Поступление в 1 класс является переломным моментом в жизни ребенка. Важно, чтобы малыш пошел в школу подготовленным как в интеллектуальном, так и в психологическом и физическом аспектах.

Родители могут самостоятельно подготовить свое чадо к учебе. Однако дети, занимающиеся с мамой и папой, чаще всего практически не общаются со своими сверстниками. В результате этого ребенок, пришедший в 1 класс, может быть замкнутым и не общительным. Именно поэтому стоит доверять подготовку к школе профессионалам.

Фото: ru.freepik.com

Полезное видео о подготовке детей к школе

Автор
Mama66.ru
Редакция портала Mama66.ru
Оставить комментарий
Для того, чтобы отправить комментарий, необходимо выполнить вход через социальные сети, либо анонимно
Новости СМИ2

Журнал