8 лучших воспитателей в истории

Рубрика: Журнал

Давайте вспомним о педагогах-воспитателях, которых считают лучшими в мировой практике. Эти люди много сделали для развития образования и педагогики в России, разработали методики, которыми и сегодня пользуются родители, воспитатели в детских садах и учителя в школах. Вклад этих людей в науку неоценим. Вот они, лучшие воспитатели, которые по праву заслужили высокие оценки современников и потомков.

лучшие воспитатели в истории

Фото: ru.wikipedia.org

Антон Семенович Макаренко

лучшие воспитатели в истории: Антон Семенович Макаренко

Фото: liveinternet.ru

Он был убежден, что педагогика представляет собой трудоемкую, разностороннюю науку. Нововведение Макаренко проявилось в четкой идее объединения двух процессов – воспитательного и образовательного.

Он утверждал, что, родившись, человек еще не представляет собой личность. Человека нужно не просто воспитывать, а воспитывать исключительно в коллективе.

У человека – как элемента образовательной системы – должны быть права и возможность закрепления на позиции активности. Благодаря труду, наработкам и идеям Антона Макаренко до сих пор считают наиболее яркой звездой нынешней гуманистической педагогики.

Василий Александрович Сухомлинский

лучшие воспитатели в истории: Василий Александрович Сухомлинский

Фото: wikipedia.org

Василий Александрович Сухомлинский является создателем системы педагогики, в которой высшей ценностью считается ребенок. Именно он – тот ориентир, на который следует направлять любой воспитательный и образовательный процессы.

Процесс обучения по Сухомлинскому – это труд, наполненный радостью. Педагог учил, как воспитать из каждого ребенка Счастливого Человека, как сделать так, чтобы не было человеческих личностей с пустыми душами.

Человек не может быть счастлив, если он не умеет ни во что верить, и первой истиной, которую надо закладывать в детей, по мнению Сухомлинского, должна быть вера в человека, благоговение перед ним.

Константин Дмитриевич Ушинский

лучшие воспитатели в истории: Константин Дмитриевич Ушинский

Фото: polit.ru

Константин Дмитриевич Ушинский – основатель русской научной педагогики. Именно он первым понял важность нравственного просвещения. Пристальное внимание необходимо уделять вопросам воспитания обучающихся. А вот мысль о том, что обучение нравственности является совершенно естественным делом, и подразумевается и так, Ушинский рьяно отвергал.

Еще одна его важная идея – сохранность самобытности и национальной культуры. В 19 веке преподавание велось на французском часто в дворянских семьях говорили преимущественно на нем. Пример – героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»‎ Татьяна Ларина родным языком владела хуже, чем французским.

Труд Ушинского о том, чтобы обучение в русских школах велось с учетом национальных особенностей, и сейчас остается образцом педагогических воззваний. Константин Дмитриевич был преподавателем не только для детей, но и для педагогов. Сейчас все говорят о нем, как о педагоге-публицисте. Именно его работы пробудили в России интерес к педагогике и способствовали ее возрождению.

Симон Львович Соловейчик

лучшие воспитатели в истории: Львович Соловейчик

Фото: pedsovet.org

В нем жила уверенность, что старейшим из всех дел человека можно назвать детское воспитание. Оно ни на миг не младше рода человеческого. Поэтому воспитание несложным делом, ведь на первый взгляд, родители с ним справляются. Но это самообман, воспитание – сложное дело.

Именно он написал книгу «Педагогика для всех». Главная идея Соловейчика заключается в том, что педагогика выходит за рамки происходящего в семье, классе, школе. Он воспринимал педагогику как науку об искусстве воспитания.

Он говорил – не нужно заниматься воспитанием детей, с ними надо дружить. Соловейчик был уверен, что образование и воспитание – это процесс с двумя действующими лицами, и не только взрослый может научить ребенка, но и ребенок взрослого в той же степени.

Лев Семенович Выготский

лучшие воспитатели в истории: Лев Семенович Выготский

Фото: medicalinspire.com

Это имя знают не только педагоги и психологи, но и лингвисты и культурологи. Причем независимо от места рождения и уровня образования. Льву Семеновичу Выготскому удалось соединить вместе две ниточки науки — педагогику и психологию.

Он опередил свое время на несколько десятилетий. Благодаря ему появилась коррекционная педагогика. Ученый, проводя свои исследования, выяснил, что к вопросу процессов развития каждого ребенка и его воспитания необходимо подходить с научной точки зрения.

Построение работы педагога должно опираться на научные достижения, не забывая о психологической науке. Сам он не писал, не создавал конкретных методик воспитания или развития, в его книгах не найти определенных рекомендаций. Но вот его концепции по организации обучения с акцентом на саморазвитие и самовоспитание стали поистине подарком для педагогов, так как Лев Семенович в результате исследований сделал вывод, что воспитание не является приспособлением ребенка к среде.

Это процесс, во время которого происходит формирование личности, смотрящей вперед – за границы привычной среды. Ведь в основе воспитания лежит исключительно личная деятельность ребенка, а не навязанная кем-то извне.

Януш Корчак

лучшие воспитатели в истории: Корчак

Фото: volyn.com.ua

Врач, писатель и общественный деятель, Януш Корчак основал приют «Дом сирот» для еврейских детей. Это было своего рода «государство в государстве». У детей была своя конституция, товарищеский суд, парламент (с выбором). Решения суда не подвергались сомнению, и были обязательными не только для детей, но и для сотрудников учреждения.

Януш Корчак старался подготовить детей к жизни, ожидающей их после того, как они выйдут из «Дома», учил их не только говорить правду, но понимать, когда звучит ложь, научиться не только уважать, но и презирать, не только беспрекословно слушаться, но и бунтовать (если это потребуется).

Важными принципами воспитания Корчак считал любовь к каждому ребенку, наблюдение за его поведением, неприменение насилия в процессе воспитания, честность по отношению к детям, а требования должны быть только такими, какие ребенок может выполнить.

Роберт Оуэн

лучшие воспитатели в истории: Роберт Оуэн

Фото: wahooart.com

Первый детский сад, или, как его называли, «школа для маленьких детей», был организован в 1802 году благодаря этому фабриканту из Нью-Ланарка (Шотландия). В этом саду воспитывались дети работников его предприятия. А вот у самого Оуэна полноценного образования не было – лишь два класса школы в Ньютауне. Но Роберт не боялся работать, увлекался наукой, и ему удалось занять место управляющего мануфактурой, позднее он стал во главе текстильной фабрики в Нью-Ланарке.

Оуэн считал, что характер человека формируется под влиянием социального окружения и обстоятельств. Следовательно, чем раньше ребенка начнут воспитывать и обучать, тем больше шансов вырастить рационально мыслящую самостоятельную личность. Огромное значение придавал трудовому воспитанию.

В детском саду Оуэна занимались дети от года до пяти лет – их учили читать, танцевать, играли с ними на свежем воздухе. Дети в возрасте от пяти до десяти лет находились на обучении в фабричной школе, где изучали язык, географию, арифметику, историю, их приобщали к работе в саду, поле, в мастерских. А вот подростки и взрослые, работавшие на фабрике Оуэна, посещали уроки по вечерам.

«Школа»‎ получила такую известность не только в его родной стране, но и за рубежом, что ее однажды посетил сам российский император Николай Первый.

Мария Монтессори

лучшие воспитатели в истории: Мария Монтессори

Фото: mamsila.ru

Методы воспитания Марии Монтессори до сих пор применяют в детских садах и развивающих детских центрах во всем мире. Начинала свою работу она с детьми с отклонениями в развитии. Однажды воспитанники превзошли в счете, чтении и письме своих здоровых одногодок, стало понятно, что обучение детей в Италии поставлено плохо.

Благодаря усилиям Монтессори, в 1907 году в Риме был открыт «Дом ребенка» для детей рабочих. Именно там и проверяли модные сегодня принципы воспитания Марии Монтессори — ребенок развивается сам, в том темпе, в котором он может, а взрослые не вмешиваются.

Дети занимались в комнатах, оборудованных для самостоятельных занятий и игр, после которых необходимо все игрушки расставить по своим местам. Самостоятельно, без помощи взрослых.

Старшие дети помогали младшим, заботились о них, а малыши наблюдали за старшими, и учились у них. Воспитатели же — только помощники, всего лишь ожидающими, когда ребенок попросит у них совета, а не указывающие, что и как им делать.

В свое время — в 19 и начале 20 века, эти педагоги были первопроходцами в педагогике, их методы подвергали сомнениям и недоверию. Сейчас невозможно представить современное дошкольное и школьное образование без работ этих людей.

Автор
Екатерина Соболевская
Автор портала Mama66.ru
Оставить комментарий
Для того, чтобы отправить комментарий, необходимо выполнить вход через социальные сети, либо анонимно
Свежие вопросы на сайте

Журнал