Игры нашего детства, в которые не играют современные дети. А зря!

Рубрика: Журнал

Еще лет 20 назад после школы или в летний период родителям было буквально не затащить детей домой – время они проводили на улице, играя друг с другом. Постепенно культура дворовых игр сошла на нет. Теперь во дворах в основном гуляют мамы с малышами, а дети постарше проводят время за ноутбуком или смартфоном. Каких веселых игр нашего детства лишены современные дети?

Игры нашего детства, в которые не играют современные дети

Фото с сайта promum.com.ua

Казаки-разбойники

Игра, имеющая исторические корни, считается одной из самых популярных детских развлечений прошлого века. Интереснее всего в «Казаки-разбойники» было играть большим составом: чем больше игроков, тем веселее.

Дети делились на 2 команды: «разбойники», чья цель быстрее убежать и спрятаться, и «казаки» — те, кто должны искать и ловить первых. В начале игры «разбойники» загадывали кодовое слово, а «казаки» обозначали, где «темница» — место, куда они будут отводить пойманных «разбойников». После этого начиналась сама игра. Идти по следам «разбойников» «казакам» помогали нарисованные мелом стрелки или иные обозначения, что здесь был кто-то из команды противников.

Если «казак» замечает «разбойника», его задача поймать игрока и отвести в «темницу», но не все так просто: другие «разбойники» могут вступиться за игрока из своей команды и освободить его. Если все же «казаку» удалось доставить «разбойника» в темницу, его начинают «пытать», чтобы узнать кодовое слово. Как правило, в пытки входила щекотка. Игра завершалась в двух случаях: если пойманы все «разбойники» или если «казаки» выпытали кодовое слово.

Резиночка

Эта игра с использованием бельевой веревки считалась преимущественно девичьей. Для «Резиночки» не требовалось большого количество игроков – достаточно было 3 девочек, хотя особенно смышленые играли вдвоем или даже в одиночку – один или оба конца веревки зацепляли за деревья, скамейки или иные статичные предметы, находящиеся во дворе.

Суть игры проста: две девочки встают напротив друга и закрепляют резинку на щиколотках, по очереди игроки выполняют прыжки с различными комбинациями, но резиночку при этом задевать нельзя, иначе проиграешь. В этом случае девочка передает эстафету другой участнице.

Уровни игры при этом разные, постепенно резиночка поднимается выше, усложняя тем самым задачу:

  • Первый: резиночка в области щиколоток.
  • Второй: резиночка на уровне колен.
  • Третий: резиночка на уровне бедер.
  • Четвертый: резиночка на уровне талии.
  • Пятый: резиночка на уровне груди.
  • Шестой: резиночка на уровне шеи.

Определенных комбинаций в прыжках не было, обычно в разных дворах дети сами придумывали упражнения и давали им названия.

Классики

Сложно было найти двор, асфальт которого не был бы расчерчен в клетку мелом или краской. 10 одинаковых по размеру квадратов располагались в определенной последовательности и подписывались цифрами. Игрок кидал камушек (или любой другой предмет) сначала в квадрат под номером 1, далее его задачей было допрыгать до конца дистанции на одной или двух ногах (в зависимости от расположения клеток), а потом вернуться назад тем же путем, наклонившись и подняв свой камушек.

После игрок кидал его на квадрат со следующей цифрой и проделывал то же самое. Если нога выходила за рамку клетки или предмет не попадал в нужный квадрат – игрок проигрывал, и эстафета передавалась следующему. Выигрывал тот, кто первым проходил камушком с последующей дистанцией всю десятку.

Последовательность клеток могла меняться, в зависимости от фантазии игроков. Впрочем, правила тоже. Так, в некоторых дворах участник, нога которого вышла за клетку, вынужден был начинать все сначала, когда до него доходила очередь, в других – продолжал с того же места.

Съедобное-несъедобное

Эта игра предполагала наличие мяча. Игроки садились на скамейке или выстраивались в прямую линию. Ведущий кидал мяч участникам, называя при этом какой-то предмет. Если он съедобен, игрок должен был словить мяч, а если несъедобен – отбить. Когда участник «съедал» несъедобное, он проигрывал и становился ведущим.

Опять же, правила отличались. В одних командах ведущий мог кидать мяч в произвольной форме, то есть любому из игроков, в других – строго по очереди.

Али-Баба

Для этой игры участники делились на 2 команды и выстраивались в линию, крепко взявшись за руки. Далее между командами звучал такой диалог:

Али-баба!
О чём, слуга?
Пришить рукава!
На чьи бока?
Пятого-десятого, Ивана к нам сюда!

– названное имя зависело от имени игрока, которого выбирала команда противников. Этот участник должен был разбежаться и попытаться прорваться через цепь рук игроков, заставив расцепить их. Если ему это удавалось, то он забирал одного из игроков в свою команду, если нет – сам оставался в команде противников.

Минимальное количество игроков – 6 человек, но веселее было играть большой компанией.

Игра завершалась, когда в одной из команд оставался 1 человек.

Вы поедете на бал?

Начиналась эта игра с обозначения правил: «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить». Чтобы усложнить задачу, некоторые добавляли: «И не смеяться».

Далее ведущий задавал игрокам различные вопросы: в чем он поедет на бал, кого возьмет с собой, с кем будет танцевать и т. д. Его целью была запутать человека и заставить произнести «да», «нет», «черный» или «белый». После любого из этих слов игрок проигрывал.

Море волнуется раз…

Ведущий отворачивался или закрывал глаза, произнося:

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри…

После этого все игроки задерживались в определенной позе, изображающей морского обитателя или растение. Далее ведущий по очереди дотрагивался до каждого из игроков, после чего они «оживали» и начинали изображать загаданную морскую фигуру. Его задачей было отгадать – что это. Следующим ведущим становился тот, чью загаданную морскую фигуру не удалось отгадать.

Со временем игра могла становиться менее интересной: если участники не менялись, то морские фигуры были узнаваемыми. Для разнообразия дети могли выбрать любую другую тему: загадывать профессии, предметы мебели и т. д.

Тише едешь – дальше будешь

Для игры выбиралась дистанция – не слишком длинная, чтобы игроки могли слышать ведущего, но и не настолько короткая, чтобы игра быстро завершилась. На земле проводили 2 линии – одна была стартом, другая – финишем. Ведущий закрывал глаза или поворачивался спиной и начинал говорить: «Тише едешь – дальше будешь». Повторять эту фразу он мог любое количество раз и в произвольном темпе, игроки тем временем должны были попытаться добежать да него.

Когда ведущий произносил: «Стоп» — все участники останавливались и замирали. Игроки, которые продолжали движение или шевелились после сигнала «Стоп» выбывали. Выигрывал тот, кто первый добегал до финиша и касался ведущего.

Вышибалы

Для этой игры нужен мяч. Два человека встают друг напротив друга, а остальные участники собираются в пространстве между ними. Задача двух ведущих – кидать мяч друг другу, попадая при этом в игроков, которые, в свою очередь, должны уворачиваться. Если мяч попал в игрока – он выбывает. Когда остается последний участник, он называет свой возраст – столько раз ведущие будут кидать друг другу мяч, пытаясь попасть в него. Если игроку удается увернуться, то он выигрывает.

У игры есть и другой вариант: когда все игроки делятся на команды и по очереди пытаются «вышибать» противников, кидая мяч.

Светофор

Чтобы играть в «Светофор», нужно было выбрать ведущего, а на асфальте нарисовать 2 параллельные друг другу линии, расстояние между которыми 2-3 метра. Игроки выстраивались перед 1 линией, ведущий отворачивался или закрывал глаза и называл любой цвет. Игроки должны были найти его на одежде или любых других предметах на них: заколках, ботинках, браслетах и т. д., показать ведущему и перейти через «дорогу» за другую линию.

Если у игрока нужного цвета не было, он должен был перебежать это расстояние так, чтобы ведущий не смог его поймать. Если ему это удавалось, назывался следующий цвет, если нет – проигравший сам становился ведущим.

Список популярных детских игр прошлого века можно продолжать до бесконечности. В разных городах и даже дворах у детей были свои коронные развлечения, часто придуманные самостоятельно. Некоторое современные дети продолжают традицию дворовых игр, однако большинство все же предпочитают проводить время в Сети.

Автор
Анна Гусева
Журналист
Оставить комментарий
Свежие вопросы на сайте

Журнал