Игры нашего детства, в которые не играют современные дети. А зря!

Рубрика: Журнал

Еще лет 20 назад после школы или в летний период родителям было буквально не затащить детей домой – время они проводили на улице, играя друг с другом. Постепенно культура дворовых игр сошла на нет. Теперь во дворах в основном гуляют мамы с малышами, а дети постарше проводят время за ноутбуком или смартфоном. Каких веселых игр нашего детства лишены современные дети?

Игры нашего детства, в которые не играют современные дети

Фото с сайта promum.com.ua

Казаки-разбойники

Игра, имеющая исторические корни, считается одной из самых популярных детских развлечений прошлого века. Интереснее всего в «Казаки-разбойники» было играть большим составом: чем больше игроков, тем веселее.

Дети делились на 2 команды: «разбойники», чья цель быстрее убежать и спрятаться, и «казаки» — те, кто должны искать и ловить первых. В начале игры «разбойники» загадывали кодовое слово, а «казаки» обозначали, где «темница» — место, куда они будут отводить пойманных «разбойников». После этого начиналась сама игра. Идти по следам «разбойников» «казакам» помогали нарисованные мелом стрелки или иные обозначения, что здесь был кто-то из команды противников.

Если «казак» замечает «разбойника», его задача поймать игрока и отвести в «темницу», но не все так просто: другие «разбойники» могут вступиться за игрока из своей команды и освободить его. Если все же «казаку» удалось доставить «разбойника» в темницу, его начинают «пытать», чтобы узнать кодовое слово. Как правило, в пытки входила щекотка. Игра завершалась в двух случаях: если пойманы все «разбойники» или если «казаки» выпытали кодовое слово.

Резиночка

Эта игра с использованием бельевой веревки считалась преимущественно девичьей. Для «Резиночки» не требовалось большого количество игроков – достаточно было 3 девочек, хотя особенно смышленые играли вдвоем или даже в одиночку – один или оба конца веревки зацепляли за деревья, скамейки или иные статичные предметы, находящиеся во дворе.

Суть игры проста: две девочки встают напротив друга и закрепляют резинку на щиколотках, по очереди игроки выполняют прыжки с различными комбинациями, но резиночку при этом задевать нельзя, иначе проиграешь. В этом случае девочка передает эстафету другой участнице.

Уровни игры при этом разные, постепенно резиночка поднимается выше, усложняя тем самым задачу:

  • Первый: резиночка в области щиколоток.
  • Второй: резиночка на уровне колен.
  • Третий: резиночка на уровне бедер.
  • Четвертый: резиночка на уровне талии.
  • Пятый: резиночка на уровне груди.
  • Шестой: резиночка на уровне шеи.

Определенных комбинаций в прыжках не было, обычно в разных дворах дети сами придумывали упражнения и давали им названия.

Классики

Сложно было найти двор, асфальт которого не был бы расчерчен в клетку мелом или краской. 10 одинаковых по размеру квадратов располагались в определенной последовательности и подписывались цифрами. Игрок кидал камушек (или любой другой предмет) сначала в квадрат под номером 1, далее его задачей было допрыгать до конца дистанции на одной или двух ногах (в зависимости от расположения клеток), а потом вернуться назад тем же путем, наклонившись и подняв свой камушек.

После игрок кидал его на квадрат со следующей цифрой и проделывал то же самое. Если нога выходила за рамку клетки или предмет не попадал в нужный квадрат – игрок проигрывал, и эстафета передавалась следующему. Выигрывал тот, кто первым проходил камушком с последующей дистанцией всю десятку.

Последовательность клеток могла меняться, в зависимости от фантазии игроков. Впрочем, правила тоже. Так, в некоторых дворах участник, нога которого вышла за клетку, вынужден был начинать все сначала, когда до него доходила очередь, в других – продолжал с того же места.

Съедобное-несъедобное

Эта игра предполагала наличие мяча. Игроки садились на скамейке или выстраивались в прямую линию. Ведущий кидал мяч участникам, называя при этом какой-то предмет. Если он съедобен, игрок должен был словить мяч, а если несъедобен – отбить. Когда участник «съедал» несъедобное, он проигрывал и становился ведущим.

Опять же, правила отличались. В одних командах ведущий мог кидать мяч в произвольной форме, то есть любому из игроков, в других – строго по очереди.

Али-Баба

Для этой игры участники делились на 2 команды и выстраивались в линию, крепко взявшись за руки. Далее между командами звучал такой диалог:

Али-баба!
О чём, слуга?
Пришить рукава!
На чьи бока?
Пятого-десятого, Ивана к нам сюда!

– названное имя зависело от имени игрока, которого выбирала команда противников. Этот участник должен был разбежаться и попытаться прорваться через цепь рук игроков, заставив расцепить их. Если ему это удавалось, то он забирал одного из игроков в свою команду, если нет – сам оставался в команде противников.

Минимальное количество игроков – 6 человек, но веселее было играть большой компанией.

Игра завершалась, когда в одной из команд оставался 1 человек.

Вы поедете на бал?

Начиналась эта игра с обозначения правил: «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить». Чтобы усложнить задачу, некоторые добавляли: «И не смеяться».

Далее ведущий задавал игрокам различные вопросы: в чем он поедет на бал, кого возьмет с собой, с кем будет танцевать и т. д. Его целью была запутать человека и заставить произнести «да», «нет», «черный» или «белый». После любого из этих слов игрок проигрывал.

Море волнуется раз…

Ведущий отворачивался или закрывал глаза, произнося:

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри…

После этого все игроки задерживались в определенной позе, изображающей морского обитателя или растение. Далее ведущий по очереди дотрагивался до каждого из игроков, после чего они «оживали» и начинали изображать загаданную морскую фигуру. Его задачей было отгадать – что это. Следующим ведущим становился тот, чью загаданную морскую фигуру не удалось отгадать.

Со временем игра могла становиться менее интересной: если участники не менялись, то морские фигуры были узнаваемыми. Для разнообразия дети могли выбрать любую другую тему: загадывать профессии, предметы мебели и т. д.

Тише едешь – дальше будешь

Для игры выбиралась дистанция – не слишком длинная, чтобы игроки могли слышать ведущего, но и не настолько короткая, чтобы игра быстро завершилась. На земле проводили 2 линии – одна была стартом, другая – финишем. Ведущий закрывал глаза или поворачивался спиной и начинал говорить: «Тише едешь – дальше будешь». Повторять эту фразу он мог любое количество раз и в произвольном темпе, игроки тем временем должны были попытаться добежать да него.

Когда ведущий произносил: «Стоп» — все участники останавливались и замирали. Игроки, которые продолжали движение или шевелились после сигнала «Стоп» выбывали. Выигрывал тот, кто первый добегал до финиша и касался ведущего.

Вышибалы

Для этой игры нужен мяч. Два человека встают друг напротив друга, а остальные участники собираются в пространстве между ними. Задача двух ведущих – кидать мяч друг другу, попадая при этом в игроков, которые, в свою очередь, должны уворачиваться. Если мяч попал в игрока – он выбывает. Когда остается последний участник, он называет свой возраст – столько раз ведущие будут кидать друг другу мяч, пытаясь попасть в него. Если игроку удается увернуться, то он выигрывает.

У игры есть и другой вариант: когда все игроки делятся на команды и по очереди пытаются «вышибать» противников, кидая мяч.

Светофор

Чтобы играть в «Светофор», нужно было выбрать ведущего, а на асфальте нарисовать 2 параллельные друг другу линии, расстояние между которыми 2-3 метра. Игроки выстраивались перед 1 линией, ведущий отворачивался или закрывал глаза и называл любой цвет. Игроки должны были найти его на одежде или любых других предметах на них: заколках, ботинках, браслетах и т. д., показать ведущему и перейти через «дорогу» за другую линию.

Если у игрока нужного цвета не было, он должен был перебежать это расстояние так, чтобы ведущий не смог его поймать. Если ему это удавалось, назывался следующий цвет, если нет – проигравший сам становился ведущим.

Список популярных детских игр прошлого века можно продолжать до бесконечности. В разных городах и даже дворах у детей были свои коронные развлечения, часто придуманные самостоятельно. Некоторое современные дети продолжают традицию дворовых игр, однако большинство все же предпочитают проводить время в Сети.

Автор
Анна Гусева
Журналист
Оставить комментарий
Для того, чтобы отправить комментарий, необходимо выполнить вход через социальные сети, либо анонимно
Свежие вопросы на сайте

Журнал

Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?