Как мотивировать ребенка на успешную учебу в школе. Инструкция для родителей

Рубрика: Журнал

В журнале «Молодой ученый» опубликована статья*, согласно которой примерно 80 % детей нуждаются в особом образовательном подходе. Уже в младшем звене школы заметно снижение учебной мотивации. С каждым годом интерес к учебе падает все больше. Педагоги и родители бьют тревогу: как мотивировать ребенка на учебу?

Чтобы мотивировать ребенка на учебу, нужно выбирать нестандартные формы подачи материала и учитывать особенности возраста

Выбор методов вовлечения ребенка в учебный процесс зависит от возраста ученика. Однако кое-что справедливо для всех классов. Школьники хотят видеть нестандартную подачу материала: видеоролики, презентации, обучающие игры или тесты на планшетах / компьютерах, интерактивные задания. Современные дети с ранних лет тесно общаются с миром технологий, поэтому педагоги и родители должны использовать все достижения техники. А также нужно стремиться к эмоциональному вовлечению школьника, вызывать у него восторг, удивление, желание разобраться в каком-то противоречии.

Для больших и маленьких школьников

Стоит сказать пару слов о разнице в мотивации учеников младшего, среднего и старшего звена. За основу мы взяли исследование А. В. Штриккера**.

В начальной школе детей привлекает взаимодействие со сверстниками и перемены. Поэтому родители и педагоги должны начать обучение с игр и плавно переводить это в учебную деятельность. В то же время ученики начальных классов нуждаются в беспрекословном авторитете. Они хотят, чтобы их учили, чтобы иногда с ними были даже строгими.

В среднем звене авторитет учителя падает. Ученики средних классов ориентируются на мнение группы. А также преобладает мотив личного комфорта. Кроме этого, заметен мотив самосовершенствования и самоопределения.

В старших классах на первое место снова выходит общение со сверстниками, но при этом еще преобладает мотив самоопределения. Учеников старших классов уже не «возьмешь» системой поощрений и наказаний.

Хорошие способы

Как мотивировать ребенка учиться:

  • Изучайте науки в реальном мире. Приводите больше примеров из жизни и помогайте ребенку на практике осваивать школьную программу. Например, для изучения цветов в английском языке можно устроить такую игру: ребенок называет те цвета, которые прямо сейчас есть в его одежде. Лучше организовать эту игру в группе. Можно сделать так, чтобы ребенок описывал не себя, а другого человека. Для детей постарше можно устраивать эксперименты.


  • Рассказывайте интересные факты. В большинстве учебников информация представлена сухо. Многим детям неинтересно изучать биографии известных личностей. Но что если добавить чуть-чуть интересных подробностей о каком-то писателе, историке, физике и т. д.? Еще лучше найти что-то общее между вашим ребенком и этим человеком.
  • Придерживайтесь принципа дифференциации. Уже в 5–6 классе можно понять, к чему у ребенка есть склонности, какие способности стоит развивать. Помогите ему определиться с будущей профессией и поощряйте тягу к тем предметам, которые интересны школьнику.
  • Не требуйте отличных оценок, особенно по всем предметам. Последнее опять же связано с принципом дифференциации. Что касается оценок в целом, то, требуя хороших отметок, наказывая или запугивая ребенка, вы формируете внешнюю мотивацию. Интереса к учебе все равно не возникает.
  • Играйте в интеллектуальные настольные игры. Можно подобрать увлекательные настолки для любого возраста и для любого предмета. Существуют игры, помогающие изучать историю, математику, физику, литературу, иностранный язык.


  • Пользуйтесь современными технологиями. Организуйте виртуальную экскурсию по музею или какому-то городу. Можно использовать очки виртуальной реальности, посещать планетарии или познакомить ребенка с тренажерами-симуляторами (предложить ему почувствовать себя пилотом самолета). Выбирайте технологии в зависимости от предмета.
  • Будьте доброжелательны и терпимы. Никогда не ругайте ребенка за ошибки – без них нельзя что-то выучить, чему-то научиться.
  • Организовывайте занятия в кругу сверстников ребенка. Для тех, кто помладше, подойдут игры, для старших школьников – дискуссии. Можно организовать клуб по интересам у вас дома или записать школьника в тот кружок, который ему интересен.

Важно подчеркивать ценность образования. Все члены семьи должны личным примером показывать ребенку, насколько важно учиться и как интересно это можно делать.

Плохие способы, которые не стоит использовать

Нельзя кричать на ребенка, наказывать и бить его

Нельзя заставлять ребенка зубрить материал, угрожать ему и наказывать за плохие отметки. Не рекомендуется платить деньги за хорошие оценки, так как это формирует поверхностную мотивацию. Ни тот ни другой вариант не способствует формированию интереса к образованию.

В первом случае ребенок начинает ненавидеть учебу, а вместе с ней и родителей. Во втором – учится хитрить, ориентируется на результат, а не на процесс.

Какие еще способы лучше не использовать? Нельзя говорить ребенку фразы типа «Не будешь учиться – станешь дворником / сядешь в тюрьму / будешь жить на помойке». Они провоцируют развитие тревожности, страхов.

У многих детей при таком воспитании формируется страх неудачи, перфекционизм, страх бедности. А упоминание отдельных профессий в негативном ключе еще и формирует ложные убеждения, стереотипы, предвзятое отношение к определенному труду.

Учебная мотивация состоит из познавательных и социальных мотивов, а также из мотивов достижения. Как все это совместить? Уважать личность ребенка, его интересы и способности. Поощрять познавательную активность, то есть отвечать на все «Почему?», вместе с ребенком изучать что-то, искать дополнительную информацию, проверять теорию на практике. Стимулировать ребенка к социальной активности, то есть помогать школьнику и его друзьям организовывать полезное времяпрепровождение. Не наказывать и не угрожать. Вот и все. Согласитесь, мотивировать ребенка на учебу не так уж сложно?

Фото: ru.freepik.com, pixabay.com/ru

Полезное видео о том, как мотивировать ребенка на учебу

Список источников:

  • *Корчагина, Е. Н. Проблемы мотивации у младших школьников / Е. Н. Корчагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67700/‎
  • **Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015.
Автор
Светлана Трошина
Психолог
Оставить комментарий
Для того, чтобы отправить комментарий, необходимо выполнить вход через социальные сети, либо анонимно

Журнал