Какие вещи родители напрасно запрещают детям и к чему могут привести необоснованные запреты?

Рубрика: Журнал

Желая вырастить ребенка достойным человеком, родители предъявляют к нему массу требований, начиная от элементарных правил поведения в общественных местах и заканчивая особенностями общения с товарищами. Внимательные, требовательные родители вызывают уважение со стороны окружающих, но иногда они чересчур категоричны и строги. Часть родительских запретов лишена логической основы. И более того – мешает формированию гармоничной личности ребенка. Что родители напрасно запрещают своим детям?

Вещи, которые родители напрасно запрещают детям

Фото с сайта changeonelife.ua

Проявление ярких эмоций в общественном месте

Запрет продиктован опасениями родителей, что своим громким смехом или плачем ребенок доставит неудобства окружающим. Поэтому и слышат дети ежедневные «Ты что кричишь? Ты же не в лесу!» или «Хватит смеяться! На нас уже люди смотрят!».

Проявление злости тоже осуждается родителями. У ребенка не получается построить башню из кубиков или слепить из пластилина ракету – и вот он со злости раскидывает кубики, сердито топает ногой, сминает пластилин в бесформенный комок. И тут же мама говорит ему: «Ну что ты распсиховался? Это неприлично».

Следует помнить, что злость является одной из базовых эмоций, которая необходима для самозащиты. С помощью злости взрослые люди отстаивают свои права и интересы. Если ребенок не научится испытывать это чувство, то во взрослой жизни он рискует стать конформным, малоактивным. Без злости невозможно достижение высоких целей.

Еще одна форма запрета на проявление чувств – это призыв ребенка отказаться от негативных эмоций: «Не реви, ты же не девчонка!», «Что нос повесила? Ничего страшного не случилось!», «Не надо так переживать!». На первый взгляд кажется, что родители поступают правильно: у хороших мам и пап дети послушные и спокойные. Именно к такому поведению они их и призывают подобными запретами. Но такие слова родителей приводят к недостаткам в развитии эмоционально-волевой сферы детей.

Эмоциональность свойственна детям от природы. Постоянные напоминания родителей о том, что проявление эмоций в социуме недопустимо приводит к тому, что ребенок, вырастая, не способен проникнуться эмоциональным состоянием партнера. Это приводит к коммуникативным барьерам. Круг общения у человека сужается.


Вместо запретов на проявление чувств, нужно предоставить детям возможность познакомиться с различными оттенками эмоций, прочувствовать их. Испытывая гнев, радость, удивление или грусть ребенок учится распознавать социальные эмоции окружающих. Кроме того, проявления эмоций создают условия для формирования социально значимых качеств – саморегуляции и самоконтроля.

Чувство собственности

В обществе сложился стереотип, что дети обязательно должны делиться своими игрушками с другими детьми. Однако у малышей очень обостренное чувство собственности. Свои игрушки они считают только своими и не всегда готовы дать их поиграть другим детям. Родители объясняют малышу, что так себя вести нельзя. «Ты же не жадина!» – говорят они – «Надо делиться!». Но ребенку трудно понять, почему он должен дать свою вещь кому-то еще.

Нужно сохранять за ребенком права единоличного использования игрушек. Это помогает в установлении своих и чужих границ. Уважая желание ребенка ответить отказом на просьбу покатать его машинку или поиграть его формочками, родители формируют у ребенка важную способность: умение говорить «нет». Кроме того, поддержка и понимание со стороны родителей формируют доверительные детско-родительские отношения.

Застенчивость

Застенчивость является качеством личности. В силу особенностей темперамента, некоторые дети испытывают трудности в проявлении инициативы при знакомстве, стесняются задать вопрос постороннему взрослому. Гуляя в парке с родителями, дети проявляют интерес друг другу. Зарождается совместная игра, которая увлекает их на долгое время. Застенчивый ребенок, как только его зовут играть другие дети, прижимается к маме, прячет глаза, краснеет.

Родителей раздражает такое поведение. «Чего ты боишься? Не надо бояться! Иди, играй с ребятками!» – говорит мама малышу, подталкивая его к незнакомым детям. Однако малыш упирается, сопротивляется, на уговоры не реагирует. Родители не понимают реакцию ребенка. Зная о застенчивости малыша, они полагают, что искоренить это качество можно, постоянно напоминая ему о том, что стеснительность это плохо. Но это не помогает.

Когда малыш сообщает маме, что он боится чего-либо, то он жаждет услышать от нее заверение в том, что ситуация безопасна. Родители воспринимаются ребенком, как большие и сильные, которые ничего не боятся и, если они рядом, то страшного не произойдет. Поэтому самой правильной фразой со стороны родителей на проявления робости и застенчивости будет: «Я рядом. Все будет хорошо. Я с тобой!».

Лучше лишний раз не акцентировать внимание ребенка на том, что он боится или стесняется (а в фразах «Не надо стесняться» и «Не надо бояться» как раз содержится напоминание ребенку об этом). Лучше создавать ситуации конструктивного взаимодействия детей, где родители принимают участие. Так ребенок будет чувствовать себя в безопасности и получать удовольствие о то того, что мама или папа играют вместе с ним.

Побороть застенчивость помогает арт-терапия. Посредством рисунков, игры в песочнице в роли сказочных героев дети расширяют запас социальных стереотипов, познают себя и особенности своего характера. Знание сильных и слабых сторон ребенка помогает родителям определить направления развития малыша.

Отказ от чего-либо

Случается, что ребенок не хочет принимать участие в игре со сверстниками или отвечает отказом на просьбу родителей. Такая реакция возмущает маму и папу, они спешат выяснить причину отказа, не замечая, что делают это с повышением голоса и уперев руки в бока.

Тут наблюдается парадокс воспитания: с одной стороны, всем родителям хочется, чтоб дети были самостоятельными, умели отстаивать свои интересы. Но при этом как часто ребенок слышит: «Я кому сказала делай?!», «Как это ты не хочешь? Тебя никто не спрашивает!», «Пока тарелка не будет пустая, из-за стола не выйдешь!». Как такие фразы помогают сформировать самостоятельность?

Если отказ ребенка обоснован, это свидетельствует о наличии у него своего мнения и самостоятельности в суждениях. Ребенок имеет право на отказ от тех или иных действий, если они ему неприятны или в данный момент он занят чем-то более значимым для него.

Интересы ребенка нужно уважать, он такая же личность, как и взрослые. Можно изложить ему свою точку зрения, выразить огорчение его отказом, но давить на него родительским авторитетом, шантажировать и заставлять криком выполнить просьбу ни в коем случае нельзя.

В юности будет много соблазнов (алкоголь, сигареты, наркотики), где ребенку очень поможет умение противостоять тому, что для него неприятно.

Пустая трата времени

Каждый человек испытывает потребность в уединении. Дети – не исключение. Темп современной жизни довольно высок: будни напоминают гонку. Иногда для обретения душевного равновесия нужно остановиться, подумать о приятном, насладиться моментом.

Ребенок порой может застыть, глядя в окно или остановиться у аквариума, наблюдая за рыбками. Проходящая мимо мама тут же делает замечание: «Ты опять бездельничаешь! Займись чем-нибудь полезным!». При этом под полезным понимается чтение учебников, приборка в комнате, вынос мусора.

Но ведь и временная передышка, наблюдение за рыбками или слушание музыки тоже полезны. В такие минуты ребенок остается наедине с собой, прислушивается к себе, занимается самопознанием, ищет ответы на волнующие его вопросы, мечтает, планирует будущее.

Прежде чем в очередной раз высказать недовольство действиями ребенка, упрекнуть его в чем-то или запретить что-то сделать, родителям следует поставить себя на место чада, попытаться понять его чувства. Важно также подумать о том, на что направлен запрет: обоснован ли он, как повлияет на формирование личности?

Автор: Ася Рахович, психолог,
специально для Mama66.ru

Автор
Ася Рахович
Автор-психолог портала Mama66.ru
Оставить комментарий
Свежие вопросы на сайте

Журнал