Нужно ли помогать школьнику с домашним заданием?

Рубрика: Журнал

Должны ли родители делать уроки с детьми? У психологов и педагогов так и нет точного ответа на этот вопрос. Одни специалисты уверены, что помогать нужно только в критических ситуациях и когда ребенок сам обратится. Другие исследователи полагают, что помогать не нужно. Все зависит от особенностей родителей и детей.

Помогать ребенку с уроками нужно только в том случае, если он сам об этом попросит

Разберем подробнее все тонкости этого вопроса.

Стоит ли помогать?

Итак, стоит ли помогать ребенку делать уроки? Рассмотрим все «за» и «против».

Условия, при которых родителям лучше воздержаться от помощи:

  • Родители отличаются вспыльчивостью, торопливостью – кричат не ребенка, стараются как можно быстрее объяснить материал или дать готовые ответы.
  • Родители не имеют достаточной информационной базы по предмету, с которым нужно помочь, и не готовы разбираться в этом – нет времени или желания.
  • Ребенок умеет просить о помощи, если ему это нужно, отличается самостоятельностью.
  • Ребенок умеет справляться с трудностями, не отчаивается и не сдается при первых же проблемах.

В этих случаях не нужно навязывать помощь. Помогайте, только если ребенок не может справиться сам и просит об этом.

Ситуации, в которых показана помощь ребенку с домашним заданием:

  • Ребенок отличается чрезмерным свободолюбием – нужно хотя бы поинтересоваться, сделаны ли уроки.
  • Ребенок робкий – можно ненавязчиво предложить помощь, поинтересоваться, все ли получается.
  • Родители готовы выделить время и силы на взаимодействие с ребенком – не стоит совмещать помощь по учебе с чем-то еще, например, со своей работой.

Берясь помогать ребенку с домашним заданием, родители должны помнить о главной цели – усвоение ребенком знаний, понимание темы. Важно доступно объяснить материал и помочь сыну или дочери во всем разобраться.

Правильные ответы, отличная отметка, примерно заполненная тетрадь – это и подобное не является целью родительской помощи в обучении. Учитывайте это, когда будете проверять домашнее задание.

Как правильно помогать?

Инструкция для родителей:

  • Помогите организовать рабочее место. Предоставьте все необходимые инструменты для успешного выполнения заданий: компьютер для поиска дополнительной информации, книги, канцелярия.
  • Помогите ребенку составить режим дня, график подготовки. Рекомендуется делать уроки в одно и то же время. Перед занятиями следует прогуляться, отдохнуть или поспать и хорошо покушать. Однако это необязательно – прислушивайтесь к индивидуальным особенностям ребенка.
  • Начните с простого (или интересного) задания. Предложите ребенку сначала выполнить то задание, которое у него обязательно получится. Можно повторить что-то из уже пройденного материала.
  • Заканчивайте простым (интересным) заданием. Постепенно наращивайте сложность заданий и в завершение предложите ребенку снова решить что-то простое. Это поможет школьнику поверить в себя, замотивирует на дальнейшее самостоятельное выполнение уроков.
  • Разбирайте только один пример. Покажите, как решать определенный тип задач и предложите ребенку по аналогии самостоятельно решить все остальные.
  • Не стойте над душой. Объяснили – ушли. Если ребенок обращается за помощь, то еще раз объяснили или проверили.
  • Научите приемам запоминания. Иногда приходится заучивать формулы, даты, понятия. Помогите ребенку освоить приемы мнемоники, например, способ ассоциаций.
  • Хвалите ребенка и устраивайте перерывы в занятиях. Нельзя наказывать силой или лишать еды, отдыха, прогулок с друзьями.


Во время разбора заданий важно не только помочь ребенку восполнить пробел в знаниях, но и объяснить алгоритм работы над пробелами. А он довольно простой: выясняем, где пробел → «отматываем» несколько тем назад → разбираем первую упущенную тему → разбираем все пройденные и переходим к новой.

Осознанно выполняем домашнее задание.

Как не навредить?

Нельзя помогать слишком усердно или бросать ребенка на произвол судьбы

Во всем важна золотая середина. Чрезмерно активная помощь родителей в выполнении домашнего задания опасна так же, как и бездействие.

Слишком усердно помогать

Домашние задания нужны для развития самостоятельности ребенка. Они учат его ставить перед собой цели и задачи, решать их, преодолевать трудности. Поэтому родители должны всего лишь направлять ребенка, а не управлять им.

В противном случае ребенок становится пассивным и инфантильным, успеваемость падает с каждым днем все больше. И это распространяется не только на школьную жизнь. При чрезмерной опеке родителей ребенок и во взрослой жизни будет не в состоянии планировать, организовывать свои дела.

Не помогать вообще

Если родители отказываются помогать, то у ребенка окончательно опускаются руки. Он становится замкнутым, неуверенным, пугливым. Стремительно падает успеваемость по тому предмету, с которым возникли трудности, и общая успеваемость по всей программе. У ребенка формируется синдром выученной беспомощности, который распространяется на всю жизнь, а не только на учебу.

Как правильно делать уроки

Психологи уверены, что в вопросах помощи с домашним заданием родителям стоит придерживаться следующего плана:

  • Помогать ребенку, только если тот попросит.
  • Не собирать за ребенка портфель (один-два раза что-то забудет, потом на своих ошибках научится).
  • Помогать с составлением режима дня, графика подготовки к урокам, шпаргалки по сбору вещей в школу – но не напоминать об отдельных пунктах – пусть сам себя контролирует.
  • Предлагать помощь только в том случае, если видите, что успеваемость по какому-то предмету явно падает. Возможно, дело не только в проблемах с усвоением программы, но и в конфликте с педагогом.
  • Постоянно расширять зону самостоятельности и доверия к ребенку. Например, проверяйте домашнее задание, только если ребенок попросит.
  • Не делать домашнее задание за ребенка.
  • Никогда не отказывать ребенку в помощи, если он просит об этом.
  • Не критиковать и не оскорблять ребенка или педагога.

Если вы хотите мотивировать школьника на самостоятельное выполнение заданий, то избегайте давления. Не говорите, что он должен сам справляться с заданиями, потому что это его работа и потому что он уже взрослый. И не отмахивайтесь фразами «Мне некогда тебе помогать».

Скажите о том, что любите ребенка, верите в его способности, и если что всегда готовы прийти на помощь, но при этом вы уверены – он и сам отлично со всем справиться, ведь он умный, способный и талантливый.

Фото: ru.freepik.com, pixabay.com/ru

Полезное видео о том, должны ли родители делать уроки с детьми

Автор
Светлана Трошина
Психолог
Оставить комментарий
Для того, чтобы отправить комментарий, необходимо выполнить вход через социальные сети, либо анонимно

Журнал