Родители и педагоги часто сталкиваются с проблемой детского воровства. Узнав о краже, мамы и папы впадают в панику, рисуя в своем воображении криминальное будущее своих отпрысков.
Однако в случившейся ситуации нужна иная тактика: важно определить причины детского воровства, чтобы не допустить перерастания случайного эпизода в пагубную привычку. А для этого нужно не обвинять и не ругать детей, а наладить с ними дружеские, доверительные отношения.
На вопрос о том, почему ребенок ворует, однозначного ответа нет. Это зависит от многих факторов:
Понимание мотивов, побуждающих воровать, поможет избрать правильные методы воздействия на ребенка.
Каждая из указанных выше причин характерна для определенного возраста.
Такие малыши часто берут чужие предметы, например понравившуюся игрушку или конфету, не понимая, что так делать нельзя. Поведение в данной ситуации неосознанное, импульсивное, ведь в 2-3 года у ребенка не сформировано представление о неприкосновенности личной собственности.
Дети этой возрастной группы не понимают отрицательной оценки кражи. Они воруют деньги, вещи, чтобы отдать близким и сделать им приятное.
Есть и другой мотив: получить признание сверстников. Бывает и так, что ребенок, лишенный тепла, любви, совершают кражу, чтобы обратить на себя внимание родителей.
Иногда причиной становится желание отомстить или наказать своих обидчиков. В этой ситуации украденная вещь ломается.
В любом из этих случаев ребенок осознанно выбирает кражу как средство достижения желаемого результата.
В данной возрастной категории к воровству приводит отсутствие или недостаточное развитие способности противостоять соблазну, несмотря на понимание, что кража – это правонарушение.
Часто мотивом противоправных поступков школьников становится желание обладать вещами, которые родители не могут либо не хотят купить.
В таком возрасте кража совершается осознанно, с целью завоевать признание сверстников, выделиться, доказать, что ты смог нарушить закон. В основе проступков – неправильное представление о качествах сильной личности, системе ценностей.
Воровство может стать способом контроля над слабым. Ведь отбирая вещь или деньги, подросток ощущает свое превосходство и власть.
Одним из главных факторов пагубной привычки воровать является отсутствие должного нравственного воспитания в семье.
Так, по мнению психолога М. Кравцовой, чаще всего воруют дети, у которых нет эмоциональной близости с родителями. Особенно остро недостаток любви ощущает ребенок, который страдает от родительской холодности, причем нередко чувствует себя одинокими и среди сверстников. Поэтому такие дети совершают кражи, чтобы привлечь к себе внимание или самоутвердиться.
Воруют дети из семей, где родители не согласовывают свои действия – один запрещает, другой разрешает, а также в тех случаях, когда ребенку все дозволено.
Тотальный контроль приводит к тому, что ребенок либо открыто противостоит насилию, либо совершает противоправные действия исподтишка.
Двойная мораль, когда взрослые говорят одно, а поступают иначе, тоже способствует развитию пагубного пристрастия к кражам. Ребенок при таком воспитании не понимает, что хорошо, а что плохо.
Каким бы ни было проявление воровства, нельзя оставлять такие факты без внимания. Поскольку необдуманное наказание может привести к утрате доверительных отношений с детьми, родителям важно выбрать правильные способы борьбы с детским воровством.
В такой ситуации важно выяснить, как появилась у малыша вещь: забрал исподтишка, отобрал или владелец сам отдал ее. Если окажется, что своровал, то следует не ругать и наказывать, а донести до сознания ребенка, что пропажа очень расстроила хозяина.
Затем надо помочь вернуть украденное владельцу, извиниться перед ним и предложить поиграть своими игрушками. Если малыш боится признаться в краже, необходимо поддержать его, быть рядом. Когда инцидент разрешится, важно похвалить за умение быть честным.
Когда у ребенка появились деньги, нужно выяснить, откуда они и зачем понадобились.
Если причина воровства – обратить на себя внимание родителей, то важно наладить отношения с сыном или дочкой, интересоваться их делами, проводить с ними время.
Если ребенок украл, чтобы потратить деньги на подарки одноклассникам и тем самым завоевать их расположение, то нужно помочь подружиться с ребятами другим способом, например: пригласить товарищей в гости, организовать игру, поход, пикник.
Важно: Каким бы ни был мотив воровства денег, важно чтобы ребенок возместил то, что успел потратить, к примеру, отказался от вещи или поездки, которые ему пообещали родители.
Если дети совершили правонарушение, нельзя отворачиваться от них, делать их изгоями, кричать, оскорблять. Ребенок должен чувствовать, что даже в этих сложных обстоятельствах его не бросили. Но в то же время не следует скрывать, замалчивать то, что произошло.
Выявив причины проступка, нужно дать возможность оценить свое поведение, ощутить чувство вины и стыда за содеянное, раскаяться и найти способы исправления. Подробнее о стилях воспитания и их влиянии на ребенка →
Если же ребенок постоянно испытывают желание брать чужое и ему трудно побороть эту привычку, потребуется помощь психолога, психоневролога.
Чтобы дети не совершали кражи, нужно придерживаться следующих правил:
Тактика борьбы родителей и педагогов с проблемой детского воровства зависит от мотивов поведения ребенка, которые определяют выбор методов воспитательной работы. Следует помнить: потребность красть возникает, когда дети ощущают недостаток любви взрослых, хотят обратить на себя внимание товарищей. Поэтому важно наладить дружеские отношения со своим ребенком, быть в курсе его личной жизни.
Фото: ru.freepik.com, yandex.ru