Вопросы формирования семейных ценностей среди молодежи

Среди ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из крупнейших.

СЕМЬЯ — это школа, где человек учится, как жить в обществе. Поэтому воспитание человека начинается с воспитания его семьи. При поступлении в детский сад с родителями и ребенком проводятся индивидуальные консультации по вопросам организации быта и досуга в семье, изучаются семейные ценности и правила, по которым живет семья, при необходимости организуются пути решения проблем.

Постоянно действуют родительские лектории различной тематики, ведется просветительская работа через информационные уголки, советы родителям. Через сюжет но-ролевую игру дети с раннего возраста усваивают роли трех поколений: ребенка, мамы и папы, бабушки и дедушки.

В детском саду устраивают надлежащие условия для формирования ребенка и осознание ею семейных ценностей, а именно: самостоятельности, трудолюбия, человечности, благоразумия, справедливости, самообладания и ответственности. В нынешних условиях важно побуждать ребенка через сюжет но-ролевые игры к использованию приобретенного опыта в практической жизнедеятельности.

В начальной школе тематика семейных ценностей развивается на уроках интегрированного курса «Я и моя Родина», на внеурочных воспитательных мероприятиях, семейных праздниках. Традиционная семейная мораль : уважительное отношение к другим, забота о старых и немощных членов семьи, культура семейных отношений, семейные праздники и традиции, нравственные семейные ценности: уважение, понимание, поддержка, доброжелательность, честность — самые актуальные темы бесед с младшими школьниками.

Самым благоприятным временем формирования семейных ценностей является юность. Именно в этот период личность наиболее открытая влияниям, а взгляды и впечатления, полученные в юности, — глубокие и сознательные.

Проблема информированности учащейся молодежи по вопросам психологии семейных отношений, психосексуального развития является одной из самых актуальных в старшем школьном возрасте. Учитывая сказанное, с 2001 года внедряется факультативный курс «Этика и психология брачных отношений».

Основная цель курса — подготовка старшеклассников к семейно-брачным отношениям, усвоение старшеклассниками моделей семейных отношений, информации о психологии брака, роль мужа и жены, отца и матери, повышения социальной престижности отцовства и материнства, ознакомление с вопросами ведения домашнего хозяйства, организации бюджета семьи. Практическими психологами разработаны все занятия данного курса, включая информационные сообщения, интерактивные упражнения.

В 2008-2009н.р. проведено исследование ценностных ориентаций учащихся старшеклассников . Его цель: изучить особенности сформирования ценностных жизненных ориентаций у старшеклассников.

Хотелось сравнить приоритеты ценностей в зависимости от пола респондентов и результатов исследования 2008 и 2009 годов, на основе полученных результатов сделать выводы и разработать пути дальнейшей работы по коррекции и развития ценностных ориентаций старшеклассников.

В исследовании приняли участие 1054 школьника, из них 463 мальчика и 591 девочка (участие в исследовании по методике «Ценностные ориентации» ), и 952 человека, из них 395 юношей и 557 девушек (анкетирование «Ценностные ориентации молодежи»).

Результаты тестирования показывают, что доминирующей среди ценностей для респондентов мужского пола является «здоровье», что составляет 60% опрошенных. Следующая по количеству выборов ценность для ребят — «наличие хороших и верных друзей», 55%; Что касается респондентов женского пола — на первое место вышла ценность «счастливая семейная жизнь» — 48%, а также «наличие хороших и верных друзей» — 47 %.

Нужно отметить, что для респондентов мужского пола большее значение имеет «активная деятельность жизни» (47%), чем любовь (42%) и «счастливая семейная жизнь» (16, 36%). В то же время для респондентов женского пола «счастливая семейная жизнь» (48%) преобладает над значением «дружеских отношений» (47%).

Наименее значимые ценности для респондентов обоих полов является «счастье других» и «творческая деятельность» — 67%.

Другая методика, которая использовалась в ходе исследования, анкета «Ценностные ориентации молодежи» состоит из 21 вопроса и дает возможность выяснить отношение и ценности старшеклассников к таким категориям ценностей и жизненных целей:

  • Отношений с родителями;
  • Взглядов на дружбу, отношений со сверстниками;
  • Мысли о профессиональном определении и представлении о будущей трудовой деятельности;
  • Взгляды и принятие общечеловеческих ценностей, личные интересы.

По результатам анкетирования 250 опрошенных девушек (45%) и 147 мальчиков (37%) считают своих родителей просто любящими людьми; 134 мальчика (34%) называют родителей наставниками; 17% представителей мужского пола и 20% женского — друзьями, и только в среднем 13% среди всех опрошенных — авторитетом. Что касается ценностей, самые ценности для девушек — найти любовь (42%), создать семью (38%), иметь хороших друзей (31%); среди юношей — найти любовь (51%), иметь хороших друзей (47%) , иметь крепкое здоровье (35%). Такие ценности, как стать порядочным и честным человеком, быть полезным для общества, воспитывать волю и сильный характер не принимаются во внимание представителями обоих полов.

Анализируя обобщены результаты исследования, можно сделать выводы, что представительницы женского пола сосредоточены на создании семьи и личных переживаниях, в то же время юноши для себя считает главной возможность реализоваться в деятельности, материально обеспечить себя. Такая тенденция может свидетельствовать о традиционном для общества распределении ролей мужчины и женщины и стали тендерные стереотипы.

Автор: vitya-102

4 комментария
  • 24 июля 2019 в 12:16

    Ценности закладываются в семье, развиваются и дополняются в школе, но самый эффективный вариант — это комбинирование усилий родителей и педагогов, что, увы, встретишь нечасто. Обычно родители винят педагогов во всех грехах, а те наоборот…

  • 17 апреля 2019 в 12:56

    Нужно разговаривать с детьми, нужно, чтоб родителям доверяли. Интересоваться досугом. Сейчас в соцсетях какой только дичи не встретишь. Появилось понятие у них «яжемать» — всё, любую женщину с ребёнком могут высмеять. Хаят родную страну, и они туда же. Те же семейные ценности: не дай Бог подростку наткнуться на движение типа «Мужское государство», роль женщины там настолько ничтожна, что становится страшно.

  • 06 июля 2016 в 15:32

    Я считаю, что всё же воспитание идёт из семьи в первую очередь. Чему бы не учили в образовательных учреждениях, если в семье это не поддерживается, то и ребёнок не будет это поддерживать. А уж о патриотизме… Глядя на европейские ценности, у меня лично волосы дыбом встают.

  • 06 мая 2016 в 02:47

    Считаю, что данные анкетирования точно отражают устремления молодежи. И это весьма не плохие результаты: все-таки большой процент молодежи ставит семейные ценности в приоритет. Жаль, что польза обществу, родине, патриотизм не вписываются в шкалу ценностей. И ничего удивительного! Во времена СССР в детских учреждениях велась серьезная работа, детям внушали, что у них самая лучшая Родина. Мама рассказывала, что в детских садах дети учили Гимн и Интернационал. Пионерия и комсомол тоже работали в этом направлении. Конечно, были идеологические перекосы. Но сейчас вообще мало, что делается для воспитания патриота, гражданина.

Для того, чтобы отправить комментарий, необходимо выполнить вход через социальные сети, либо анонимно
Новости СМИ2

Журнал