Чем раньше, тем лучше: обзор методик по изучению английского языка детьми дошкольного возраста

Рубрика: Журнал

Если начать знакомство с английским языком в раннем возрасте, ребенок в русской семье может вырасти билингвом. Современная психолингвистика определяет билингвизм как способность использовать для общения две различные языковые системы. Для этого

существуют методики, которые погружают в мир английского с младенчества, другие рассчитаны на младший школьный возраст. Ведь каждый возрастной период требует разных подходов. 

раннее изучение английского языка

Английский язык – третий в мире по популярности (после китайского и испанского). Это официальный язык в 58-ти странах. На английском языке ведется 80% делового общения. Он нужен для комфортной и успешной жизни. Той, которую желает ребенку любящий родитель.

Некоторые родители начинают изучение языка с детьми практически с пеленок. В этом есть смысл – детский мозг весьма восприимчив. Главное, подобрать правильную методику. 

Что такое ранний английский? 

«Ранний английский» – термин, введенный британским лингвистом и преподавателем Хелен Дорон, который подразумевает занятия английским языком с малышами от 3-х месяцев в игровом формате. Они помогают русскоговорящим родителям вырастить билингва. Главное – создать для малыша языковую среду, чтобы он учил английский язык как родной. 

По популярной методике Хелен Дорон в мире выучилось 3 млн детей. Когда ребенок учится родному языку, он не сидит за упражнениями на грамматику и лексику, он познает окружающий мир, слышит звучащую речь и воспроизводит ее. Суть методики Хелен Дорон в создании англоязычной среды, которая будет стимулировать интеллектуальное и творческое развитие ребенка. 

Чем ранний английский отличается от других?  

Главная особенность методики раннего английского в том, что ребенок учится пользоваться английским языком как родным. Когда он еще не умеет читать, писать, не знает правил грамматики и орфографии. 

Занятия ранним английским закладывают фундамент для дальнейшего обучения. Они направлены не только на английский язык. Они становятся новым источником информации о мире, развивают память, коммуникативные навыки, логическое и пространственное мышление ребенка.

3 главных принципа методики Хелен Дорон: 

  1. Игровой формат. Ребенок изучает окружающий мир при помощи игры, это главный инструмент развития. Малыши не могут подолгу удерживать внимание, да и детям постарше нужна постоянная смена деятельности. В методике Хелен Дорон, например, на занятиях для малышей игра сменяется каждые 2 минуты. Дошкольники не сидят за партой, а поют, активно двигаются, делятся открытиями, учатся новым играм.  
  2. Комфорт ребенка. Это фактор не только психологического здоровья ребенка, но и успешности обучения. Дорон уверена, что внимательное и доброжелательное отношение преподавателя – обязательный элемент занятий.  
  3. Заинтересованность. Английский должен быть для малыша естественным и приятным. Он не должен становится неприятной обязанностью. На занятиях по методике Дорон уделяется внимание мотивации детей. Задача взрослых – постоянно вовлекать ребенка в изучение английского языка.

Особенности изучения иностранных языков в дошкольном возрасте

Каждый возрастной период имеет специфику – усвоение английского языка полугодовалым малышом и дошкольником будет различаться. Дело в возрастной сензитивности: в разных возрастных периодах ребенок наиболее восприимчив к разным видам деятельности и способам познания мира. С 0 до 6 лет, например, длится сензитивный период развития речи. В это время дети произносят первое слово, учатся выражать желания, формулировать предложения. С полутора до 2.5 лет происходит сензитивный период восприятия маленьких предметов. Тогда ребенок с особым рвением тянется к окружающим вещам – трогает все, до чего может дотянуться. Методики изучения английского языка в дошкольном возрасте должны учитывать возрастную сензитивность.

1-3 года

В этом возрасте ребенок может обрабатывать окружающие звуки и воспроизводить их. Копится словарный запас – с 1 года и до 2-2.5 лет этот процесс ускоряется. Поэтому так важно погрузить малыша в языковую среду и окружить англоязычной речью. 

раннее изучение английского языка

3-5 лет

Это возраст, в котором активно развивается навык устной речи. Это называют лингвистическим прорывом. Ребенок 3-5 лет куда лучше удерживает внимание, становится способен на логическое мышление. Это благодатный период для знакомства с новой информации, в том числе, языковой. 

5-7 лет

В этом возрасте ребенок способен понимать английскую речь и отвечать на нее. Это подходящий период для развития коммуникативных навыков. Дошкольники осваивают произношение, слушая песни и смотря мультики в оригинале. Главный инструмент для этого возрастного периода – наглядность. В методика Дорон он активно используется: английский язык учится при помощи ярких картинок, предметов интерьера, игрушек.

раннее изучение английского языка

Популярные техники раннего английского

  1. Методика погружения. Суть в создании языковой среды вокруг ребенка. Например, путем общения с носителем языка, просмотра мультфильмов, чтения книжек на английском языке. Ценность методики в том, что она сразу учит ребенка думать на английском.  
  2. Ассоциативная методика. Основана на том, что каждое английское слово или словосочетание увязывается с реальным предметом или ярким образом. Например, ребенку показывается апельсин при изучении слова «orange». 
  3. Коммуникативная методика. Суть в том, чтобы дети как можно больше общались на занятиях. Задача преподавателя – вовлечь ребенка в обсуждение понятных и вызывающих живой интерес тем. Преимущество методики в том, что дети проговаривают и запоминают фразы для будущих диалогов. 
  4. Комбинированная методика. Объединяет в себе вышеперечисленные методики для достижения наилучшего результата. Методика Хелен Дорон относится именно к этому типу. На занятиях по этой технологии дети танцуют, поют, читают, творят, общаются с взрослыми и между собой. Практикуют живой язык в максимально комфортной атмосфере.  

Дорон считает, что выбирать методику и школу нужно в соответствии с характером ребенка. Важно учесть возраст, уровень развития, индивидуальные и психологические особенности. Некоторые дети, например, спокойно относятся к отсутствию родителей на занятиях, другие боятся оставаться без мамы. Одни любят большие группы, другие – индивидуальные занятия. Оптимальная для ребенка методика должна учитывать эти параметры. 

Хелен Дорон, разработавшая собственную методику раннего развития с освоение английского языка, приедет в Россию 1-2 октября 2019 года. Она выступит ведущим экспертом на конференции EDCRUNCH 2019, которая посвящена технологиям в образовании. 

Автор
Влада Зорина
Оставить комментарий
Для того, чтобы отправить комментарий, необходимо выполнить вход через социальные сети, либо анонимно

Журнал