Есть вопросы? Спросите у нас в разделе "Ответы"

Развивающая среда: просто и эффективно

Рубрика: Ребенок

Если у Вас нет бабушки, няни или какой либо еще помощи, значит Вам скорее всего больше всего не хватает времени.

Возможно, Вы очень переживаете, что Вашему ребенку не хватает Вашего внимания. Сколько всего хочется сделать вместе с ребенком, а успеваете только десятую часть.

Переживания отнимают у Вас сил не меньше, чем все что Вы делаете.

  • Поэтому первое, что нужно сделать — перестать переживать.

Ребенок от избытка внимания, страдает не меньше, а может быть и больше, чем от его недостатка. Когда он лишен возможности разлить, сломать, упасть: он лишен возможности приобретать свой собственный опыт. Когда ему постоянно объясняют, показывают, учат: его лишают возможности рассматривать этот мир, учиться самостоятельно находить занятия, учиться познавать.

  • Поэтому второе, что нужно сделать — научиться радоваться, что Вы даете своему ребенку возможность самостоятельно познавать этот мир.

А пока он над тазиком с удовольствием переливает воду из стаканчика в стаканчик, а потом из стаканчика в сито, а Вы к примеру моете посуду, то не спешите комментировать. Лучше потратьте это время на то, чтобы придумать: а что еще можно сделать с водой (погружать в нее разные предметы, растворять, замораживать, выяснять что плавает, что нет).

Просто дайте мяч, кубик, ложку, бумагу, все на что фантазии хватило. Чем меньше ребенок, тем больше должно быть простых доступных занятий: вода, крупы, пальчиковые краски, мягкий пластилин с бесконечными формочками прессами и прочими приспособлениями, кубики, конструкторы и т.д. до бесконечности.

Все на что хватает фантазии и денег. Достаньте, купите, организуйте. Предметов в поле зрения не должно быть много, лучше, давать их постепенно, по мере того как ребенок утрачивает интерес к предыдущим.

Пространство, где созидает ребенок должно быть поделено на зоны: зона творчества, зона игрушек, зона экспериментов. На организацию этих зон не жалейте сил и времени, постоянно изменяйте их. Много идей можно найти в методике Монтессори.

И не расстраивайтесь, если Вы ограничены в средствах, чем проще предметы, тем больше фантазии и терпения будет у ребенка. Шишки, палочки, корешки из леса; крупа, фасоль, и сита разного калибра; противень (черный) сверху слой муки или сахара: рисуй мой милый. Кстати дети очень любят петь: выучите с ним новую песню пока гладите или готовите.

  • Итак третье, что нужно сделать: придумать как можно больше интересных занятий, подготовить поля для безопасной самостоятельной деятельности.

Научитесь просто наблюдать, что ребенку интересно, что нет. Когда ребенок занят не спешите комментировать, учить, просто наблюдайте.

Ребенок сам даст Вам знать, когда ему нужно Ваше внимание: спросит, заскучает. Вот тогда поделитесь своими знаниями, впечатлениями или предложите новое занятие. А пока он в задумчивости смотрит на предметы, по сторонам, в окно не мешайте ему. Найдите эту грань между задумчивостью и скукой, научитесь распознавать ее. И не вмешивайтесь в раздумья.

  • А значит четвертое: быть рядом и не мешать.


Конечно, придумать Вы можете намного больше, можете многое рассказать и научить. И конечно это нужно сделать. Но только после того, как у ребенка иссякнет фантазия, отложите Ваши дела, объясните покажите, поиграйте вместе. Как только Вы увидите, что ребенок увлекся, и готов сам поэкспериментировать, займитесь своими делами.

  • Пятое: Не занимайте, а направляйте. Не учите, а заинтересовывайте, подстегивайте к самостоятельной познавательной деятельности.

Если ребенок устал от самостоятельность деятельности, а Вы все еще заняты, рассуждайте, загадывайте загадки, выучите с ним новую песню, или стишок.

И наконец, когда Вы спокойны и свободны от дел искупайте ребенка в своем внимании, пусть это будет всего лишь час — но Вы будете целиком принадлежать ребенку: играть, ласкать, читать, рассказывать, просто возьмете на руки и посмотрите любимый мультфильм — все что угодно, на что хватит сил, но с удовольствием. Если Вы устали, скажите об этом ребенку. Научить понимать других, не менее важно.

Такой подход безусловно добавит Вам хлопот в уборке, потребует много фантазии и терпения. Но чем раньше Вы его освоите и начнете применять: тем быстрей и лучше Ваш ребенок научится познавать самостоятельно. А этот навык ему в жизни очень пригодиться. И в будущем у Вас не будет проблем с организацией досуга, телевизионной зависимостью и проч.

Оксана Седова
[email protected]

    Свежие вопросы на сайте
    Оставить комментарий