Новый взгляд на социальную адаптацию детей-сирот

Право ребенка выражать свое мнение

«Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет…».

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

«1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств, утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом…».

Сам термин «сироты» в настоящее время используется по отношению к детям, потерявшим родителей, а также к более многочисленной категории «отказных» детей и детей, родители которых лишены родительских прав.

Многие из этих детей с самого рождения воспитываются в домах ребенка. Другие же поступают в подобные заведения в более позднем возрасте. По результатам социологических исследований, которые были проведены в домах ребенка, были выявлены три основные причины сиротства:

• Дети – «подкидыши» (3%)
• Дети, родители которых отказались от них по причине отсутствия условий для воспитания и материнских чувств, а также внебрачные дети (60%)
• Дети из семей родителей-алкоголиков (27%)

Возможно, частично обосновывает такие цифры и изучение социально-экономического образовательного уровня родителей детей, воспитывающихся в домах ребенка. Оно показывает, что только 5% из них имеют высшее и незаконченное высшее образование, 18% — среднее специальное, 33% имеют среднее и 45% — неполное среднее и начальное образование.

Многие семьи являются малообеспеченными, особенно это касается неполных семей. Появление на свет малыша практически лишает их возможности продолжать учебу в школе, повышать свой образовательный уровень и улучшать материальное положение. Следует признать, что такая мать без посторонней помощи не может создать условий, необходимых для нормального развития ребенка.
Кроме того, необходимо принять во внимание, что отношение к матери-одиночке в обществе является негативным, даже в тех случаях, когда женщина сознательно идет на это, потеряв надежду создать семью. Таким образом, общество как бы вынуждает молодую мать отказаться от своего ребенка, возложив всю ответственность за его воспитание на государство.
Особую социальную проблему представляют семьи, в которых родители страдают умственной отсталостью или другими психическими заболеваниями и не могут без посторонней помощи воспитывать детей.

В семьях алкоголиков и психически больных родителей дети получают неполноценное питание и уход, страдают от психической депривации.

В настоящее время установлено, что дети, воспитывающиеся в детских домах с рождения, имеют более низкие показатели психофизического развития, чем дети, поступающие туда в более позднем возрасте из неблагополучных семей.

Таким образом, даже неблагополучная семья чаще всего – лучшая среда для младенца, чем дом ребенка. Это свидетельствует о необходимости разработки государственных мероприятий, препятствующих необоснованному отказу от новорожденных. И, на наш взгляд, государству следует поощрять усыновление и удочерение детей-сирот. Возможно следует отказаться от запретов на усыновление или удочерение аномальных детей, ведь такой опыт уже имеется в США, где люди идут на этот шаг по гуманным и религиозном соображениям. Таким семьям в первую очередь предусмотрена необходимая материальная помощь от государства. Вероятно, при наличии соответствующей помощи постепенно отпала бы необходимость воспитания детей с тяжелыми дефектами в специальных учреждениях, а, следовательно, и необходимость в этих учреждениях.

Постепенно мы подошли к основной идеи нашего проекта: детские дома изжили себя!!!

Ребенок не может развиваться в условиях детского дома. К моменту своего выпуска в «большую жизнь» он абсолютно не подготовлен к самостоятельному существованию. Он не адаптирован к окружающей его социальной среде. Он не только с трудом сосуществует с людьми, но и абсолютно дезориентирован в вопросах планирования расходов, семейного бюджета и т.д. Причин множество, одна из них заключается в том, что дети-сироты с раннего возраста привыкли к питанию, которое им обеспечивает государство, обязательное поселение, трудоустройство сирот, всяческие льготы, да, в конце концов, психология «обделенных» обуславливает стереотип обязанности окружающих к заботе о таких детях. В некоторых детских домах дети питаются лучше, чем ребенок в семье с уровнем дохода ниже среднего (детские дома в городе – 10 грн. в день на ребенка, по области – 6 грн., а из расчета минимальной зарплаты 210 грн. в месяц кормить «семейного» ребенка на такую сумму не представляется возможным). Вторая причина – сироты не видят, как реально зарабатывают взрослые на кусок хлеба, поэтому подходить к вопросу покупки товаров с рациональной точки зрения (необходимости и приоритетности именно этого товара, его полезности, ценности, окупаемости стоимости и т.д.) получается с трудом.

Так есть ли выход? Можно ли создать условия для жизни таких детей? Много ли им надо и как же их подготовить к самостоятельной жизни?

Выход есть! Многие страны уже давно практикуют семьи, которые берут на временное усыновление (удочерение) детей-сирот из детских домов. Это идеальный вариант решения для нашей с вами проблемы. Дети живут в нормальных условиях. Они чувствуют себя частью этого мира. Они видят, как и что делают «родители» для того, чтобы иметь то, чего они хотят. Ребенок не испытывает дефицита в общении. Он может спокойно раскрывать и развивать свои способности. Он может увидеть и узнать очень много важного для него. Очень важна практическая часть пребывание ребенка в семье: ребенок учится сам себя обслуживать, то есть то, что каждый обычный ребенок привык с детства делать сам, а за детей-сирот это делает персонал детского дома. Ребенок усваивает азы ведения домашнего хозяйства. Совместный поход в магазин научит ребенка ориентироваться в совершении покупок. Сравнивать цены, полезность и необходимость тех или иных товаров. Учиться делать выбор между товарами и искать альтернативный вариант.

Без сомнений, такая практика – идеальное решение проблем детей-сирот.

Но в нашем регионе, да и во всей Украине все упирается в материальный вопрос. Мало кто из семей желающих взять к себе на время ребенка их детдома располагает средствами к его содержанию, а люди достаточно состоятельные делают это редко. В данном случае я предлагаю поступить следующим образом: на ребенка из детдома тратится как минимум 800 грн. в год из городского бюджета. А что если эти деньги, вместе с ребенком передать в семью. Этих средств как раз бы хватило для поддержания хороших условий проживания ребенка, а многие семьи при таких условиях брали детей к себе. При внедрении такой системы, я думаю, мы бы добились своей цели – социальной адаптации детей-сирот.
Конечно, все это вопрос времени, но, к сожалению, взятие на воспитание всех детей вряд ли можно обеспечить даже при очень высоком поощрении таких семей.

Что же делать с детьми, которые все-таки выросли именно в детских домах.

Обратимся к статистике и посмотрим, как разворачивается картина детей-сирот, которые окончили 9 класс.

Итак, наша задача – адаптировать тех детей, которые все-таки выросли в детдомах.

Для достижения таковой, я предлагаю создать орган управления, который я условно назову «Координационный центр» (далее К.р.). Суть его в том, что ребенок в любое время и в любом возрасте может обратиться в К.р. за советом. Советы эти будут разнопланового характера. В К.р. обязательно должны присутствовать психолог, юрист и экономист. Все эти люди обязаны оказывать консультации по любым вопросам. К.р. должен располагать базой данных всех детей-сирот с личным делом каждого ребенка. При таком подходе в каждом случае можно будет найти верное решение в зависимости от ситуации. Схема достаточно проста, но кто же реально заинтересован в эффективной работе с такими детьми? Как не допустить коррупции на этом этапе формирования личности детей-сирот? Разъясняя для себя это вопрос, я создала еще одну «подпрограмму». Студенты соответствующих курсов ВУЗов, при успешной практике, достижении результатов в таком К.р., могут рассчитывать на поощрение в будущем. Это поощрение может быть в виде престижных рабочих мест и т.д. Итак, мы создали цепь, каждое звено которой тщательно продуманно и проработано.

К.р. заинтересован в становление личности ребенка, ребенок хочет разъяснить для себя кое-какие вопросы. Вне зависимости от возраста (вплоть до 27 лет), место обучение и других факторов ребенок может обращаться в К.р. по ЛЮБЫМ вопросам.

Вывод:
Дети-сироты – одна из самых актуальных проблем нашего общества. Если сегодня мы позаботимся об их будущем, то завтра они позаботятся о будущем нашей страны.

Рассылка Mama66.ru

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости и материалы каждую неделю. Будет интересно!

Информация партнеров
Один комментарий
  • 03 мая 2016 в 23:33

    Печальная статистика, и еще печальнее, что число детей-сирот, как я думаю, в связи с падением уровня жизни будет расти. Дети, выросшие и покинувшие детский дом, действительно, совершенно не ориентируются в жизни — им негде было этому учиться. Пример из жизни. Мальчик 18 лет вышел из детского дома. К этому времени он уже учился в колледже на токаря (на полное гос. обеспечение), после 9-го класса. Ему выдали компенсацию (что-то около 60 т.р.) + однокомнатную квартиру. За год «свободной» жизни (у него был еще год отсрочки от армии) парень прогулял все деньги, продал квартиру и бросил колледж. Его забрали в армию, а куда он придет — не известно.